Так уж повелось, что редкий электромобиль может похвастать красивым внешним видом. Почему так происходит, и от чего вообще зависит экстерьер и интерьер современного автомобиля, Autogeek расспросил дизайнера McLaren Макса Шкиндера. Он – один из десяти дизайнеров, которые работают над обликом и внутренним убранством одной из самых престижных марок автомобилей.
Tesla не хватило смелости
– Почему электромобили, в основной массе, такие уродские?
– Я не считаю их уродскими. Они просто другие. Дело в том, что дизайн обычного автомобиля вертится вокруг обязательных отверстий для забора воздуха. Двигатель внутреннего сгорания нужно охлаждать, как ни крути. Электромобиль не обременен этой необходимостью. А потому их дизайн можно назвать более смелым.
– Можешь назвать хоть один электромобиль, который тебе нравится внешне?
– Да, конечно. BMW i8. Он очень красивый. Немецкий производитель может себе позволить смелый, ни на что не похожий, дизайн, потому как им это позволяет вес репутации в автомобильном мире.
– А Tesla разве не красивая?
– В дизайне Tesla нет ничего революционного. Дизайнеры пошли по пути наименьшего сопротивления и сделали седан, подобный обычным. Можно предположить, что им не хватило смелости пойти «против течения» из-за боязни не понравиться потребителю.
– Ну а у вас, в McLaren как это происходит? Есть какие-то правила, от которых отступать нельзя?
– Мы руководствуемся двумя принципами. На английском они звучат так: Born on the track и Everything for reason. Первое правило заставляет нас работать над спортивным обликом автомобиля, а второе внушает мысль о том, что любая деталь должна иметь свое предназначение.
Равнение на акул
– Слышал, что часто-густо дизайнеры используют образы животных для своих идей и воплощают их во внешнем виде автомобиля.
– Это правда. Есть такое направление в дизайне. Но в McLaren мы ориентируемся на обитателей морей – в основном, акул. Это совершенные существа с точки зрения эффективности их поверхности и выступов – плавников, хвоста и т.д. Вот и мы, когда работаем над дизайном, стараемся каждой детали придать максимум функциональности.
– Над вами не довлеет тренд ухода в «цифру»? Все эти сенсорные панели, кнопки, голосовые команды…
– Дело в том, что в автомобилях McLaren достаточно много спорта. И в условиях высоких скоростей любая ошибка в управлении автомобилем может стоить очень дорого. Да и сам автомобиль не из дешевых, надо признать. А потому мы не можем себе позволить дать ошибке хотя бы шанс. И потому, в основном, управление функциями в наших авто строится на переключении кнопок, тумблеров или «крутилок», для активации которых нужно приложить небольшое, но все-таки усилие. В то же время, водитель должен оперировать всеми функциями, не отрывая взгляда от дороги.
– Я правильно понимаю, у вас одна и та же команда работает и над внешним, и над внутренним дизайном McLaren?
– Да, это не общепринятая практика, но мы работаем именно так. Мне кажется, так нам удается достичь гармонии формы и содержания. В то время как у других производителей можно наблюдать диссонанс.
– Может, назовешь самый уродский автомобиль, который тебе приходилось видеть?
– Fiat Multipla, однозначно!
– А есть такой, который тебе бы нравился, и который ты бы себе купил?
– Очень нравятся BMW z3 и Audi TT. Но только первых поколений. В то время, когда они только появились на рынке, они наделали много шума. Тогда их владельцы испытывали настоящий букет позитивных эмоций – эти автомобили были . А рестайлинги и обновления – это уже просто версии тех, первых, по-настоящему эмоциональных, моделей. Пожалуй, когда-нибудь решусь и куплю себе BMW. Когда стану мыслить чуть менее практично, чем в данный момент :)
– А еще дурацкий, возможно, вопрос. Детские коляски MacLaren – это тоже вы?
– Ха, я тоже часто вижу их на улице, но нет, это точно не мы :)
Справка
Максим Шкиндер — дизайнер автомобилей родом из Украины. Сегодня работает в MCLAREN AUTOMOTIVE (Англия). До этого работал в компании ŠKODA AUTO (Чехия). Магистр в области дизайна транспортных средств (INSTITUTO EUROPEO DI DESIGN, Италия). Входит в список 30 украинцев по версии Forbes, которые достигли успеха до 30 лет.