Представительство Финской компания Ensto работает на украинском рынке около 10 лет. Она достаточно широко представлена в сегменте различного электрооборудования (от оборудования для линий электропередач до теплых полов). Но нам она интересна с точки зрения производства и поставки в Украину зарядных станций для электромобилей. На сегодняшний день в Украине установлено более 10 электрозаправок этой фирмы.
О перспективах развития сети электрозаправок в Украине Автогику рассказал руководитель направления Ensto Building Technology Вячеслав Шевнин.
– Вячеслав, сегодня об электромобилях не говорит только ленивый и Татьяна Черновол. Можно говорить, что в Украине ситуация сдвинулась с мертвой точки, и мы, наконец, пойдем по пути цивилизованных стран?
– Сегодня электромобильное движение в Украине подпитывается конкуренцией на “понтах”, если можно так выразиться. Обладать автомобилем считается круто. А рассчитывать на то, что владельцы Tesla всерьез задумываются об экологичности или экономичности их электромобилей, пока не приходится. Тем не менее, это уже шаг вперед. Когда мы устанавливали свою первую зарядную станцию в Киеве пару лет назад, мы не думали, что в 2014 году их станет около 40. А учитывая нынешний спрос на них, можно утверждать, что к концу года в Украине будет около 200 заправок для электромобилей.
– Для таких прогнозов у вас должны быть конкретные планы развития сети.
— Планы, конечно есть. Но мы не планируем опираться на розничные продажи зарядных станций. Наша цель — работа с партнерами, с которыми можно реализовать совместные проекты по построению широкой сети электрозаправок. Тем более, что интерес к таким проектам все активнее. Стоило одной сети АЗС установить несколько электрозаправок по Украине, как этим вопросом сразу же заинтересовались конкуренты. Это красивый пиар-ход. Но теперь простой установки будет мало. Надо будет предложить что-то больше. И это будет способствовать активному развитию инфраструктуры.
– То есть, украинская компания E-Line, которая как раз потихоньку разворачивает сеть своих электрозаправок, и которая также входит в Ассоциацию участников рынка электромобилей EV-UA, вам не конкурент?
— В каком-то смысле, конечно, конкурент. Но на данном этапе все, что будут делать конкуренты на этом рынке, будет во благо всем его участникам. К тому же, E-Line строит не совсем сеть – сейчас это несколько отдельно взятых электрозаправок. А мы под сетью подразумеваем именно связанные между собой в единую систему зарядные станции. Для этого нужны: специальное оборудование на борту зарядки и специальный софт, а также техническая возможность у самих зарядных станций быть всегда на связи с сервером и работать под этим софтом. В Финляндии и других скандинавских странах это уже работает. У владельцев электромобилей есть возможность пользоваться мобильными приложениями, на которых отображены все зарядные станции. В режиме онлайн там доступна информация о статусе электрозаправки (занята/свободна), наличии нужного типа разъема и мощности.
Ведь легко можно представить ситуацию, когда вы выезжаете из Львова в Киев в надежде подзарядиться в районе Ровно и провести на заправке около 3 часов. Но по приезду на АЗС оказывается, что электрозаправка занята, и будет занята еще пару часов. В итоге вы потратите не 3 часа на зарядку, а 3+столько времени, сколько нужно опередившему вас владельцу электромобиля.
– Эти нюансы нужно продумывать на этапе установки электрозаправки, или можно будет со временем усовершенствовать зарядную станцию, которая изначально не имела такой возможности?
— Как обычно бывает, что-то доделать выходит дороже, чем переделать по-новой. Поэтому наши зарядки изначально комплектуются различными опциями, которые впоследствии удорожают саму станцию. К примеру, есть у наших «столбиков» такая штука, как «точка излома». То есть, в случае наезда на электрозаправку, при появлении на конструкции определенного угла наклона ток перестает подаваться в розетку. И какими бы ни были погодные условия, замыкания не случится. Все это опробовано и протестировано в Финляндии годами опыта использования. У нас к этому еще придут, со временем.
Будет и так, что у каждого владельца электромобиля дома будет своя зарядная станция. Также мы уже сейчас имеем устройство, которое может распределять выдаваемую несколькими зарядными (запитанными от одного кабеля) станциями мощность таким образом, чтобы хватило всем заряжаемым машинам – таким образом все машины, подключенные одновременно, зарядятся быстрее, чем если бы этого устройства не было.
– Сейчас нет необходимости сначала позаботиться о зарядке, а потом покупать электромобиль?
— Дело в том, что электромобиль у нас покупают, в основном, обеспеченные люди. Заметьте, почти никто из тех, кто обзавелся электромобилем, не промолчал :) Так вот, у них есть либо бизнес, связанный с электромобилями, либо возможность бывать в местах, где стоят электрозаправки. Самая “простая” домашняя электрозарядка нашего производства стоит в Украине немногим более 1 000 евро. При этом, она как минимум в 1,5 раза быстрее зарядит Ваш электромобиль, чем обычная розетка и сам процесс заряда гарантированно будет безопасным. Но пока, электромобилисты пользуются, в основном, публичными, которых с каждым месяцем в Украине все больше.
– Говорят, если каждый установит себе по электрозарядке дома, не факт, что такую нагрузку выдержат электросети.
– Это может стать проблемой, но решение есть. И оно тривиально – как обычно бывает, модернизацию сетей повесят на плечи энтузиастов, которые участвуют в развитии электромобильного движения. Хочешь иметь электрозаправку дома – улучшай линии электропередач или проведи апгрейд трансформатора. Со временем, этим вопросом будут заниматься и застройщики – как многоэтажных домов, так и коттеджных городков.
И это тоже хорошо. Уверен, совсем скоро открытием очередной электрозаправки уже мало кого можно будет удивить.