in

Операция “Сертификация”: как государство ставит палки в колеса электромобилей

Как многие знают, с 1 января 2016 г. в Украине отменили пошлину на ввоз электромобилей.Вместе с отменой дополнительной 5% пошлины на импорт это сулило снижение конечной цены на 1000$ — 1500$, а значит улучшение экономического эффекта от покупки электрокара, увеличение продаж и так далее.

img_20160815_163035

Несмотря на провал отмены НДС, которая стала бы без преувеличения прорывом на рынке, со всех сторон звучали победные прогнозы об увеличении рынка в несколько раз, массовом переходе на “электрички” и повальной электрификации автомобильного рынка.

Но, беда пришла откуда не ждали.

Реформа системы сертификации, вступившая в силу с 10 февраля 2016 г. фактически поставила барьер на ввоз электромобилей.

Ранее для растаможивания и регистрации автомобилей необходимо было получить сертификат технического соответствия в системе сертификации УкрСЕПРО. Такие сертификаты выдавало более 100 аккредитованных государственных и частных учреждений. И его получение, фактически было формальностью, стоимостью около 30$.

705432es-480

Старый сертификат за 30$. Помним, скорбим

Однако вступивший в силу, принятый ещё в 2012 году закон о техническом регулировании предполагает передачу данных функций от Министерства экономического развития к Министерству инфраструктуры, которое в свою очередь лицензировало только 6 (!) сертификационных центров на всю страну, причем 5 из них — в Киеве и 1 — в Запорожье.

В результате, покупатель, например из Харькова, должен везти автомобиль минимум за 300 км, чтобы получить желанный сертификат, не говоря уже о, например, Одесситах, забравших машину в порту и вынужденных либо ехать на электромобиле в Киев, что само по себе можно приравнять к подвигу, учитывая печальный уровень развития зарядной инфраструктуры, либо платить более 8000 грн за провоз автомобиля туда-обратно на автовозе.

Но и это, к сожалению, только часть проблемы.

Ни для кого не секрет, что подавляющая доля ввозимых электромобилей популярных марок, таких как Nissan Leaf, Ford Focus EV импортируется из США. Это обусловлено простотой доставки (морем) и налоговыми преференциями, которые есть практически во всех штатах. Именно налоговые и другие льготы в США фактически формируют достаточно низкую, в сравнении с Европой, цену на электрокары в Украине.

Однако, сертифицировать произведённый для рынка США Nissan Leaf без переделок в Украине стало невозможно. И именно динамика и абсурдность требований к переделкам заставляет задуматься о коррупционной составляющей всего процесса сертификации.

Судите сами: в мае цена за сертификат составляла 100$ и достаточно было предоставить фото автомобиля в определённых ракурсах.

Затем появилось требование об обязательном наличии повторителей поворотников в крыльях и задней противотуманной фары. Цена за “заочную” сертификацию взлетела до 200$.

В июле повторители поворотников стало необходимо в обязательном порядке врезать в кузов. “заочно” получить сертификат становилось сложнее, очередь — месяц, без очереди — 300$.

Ближе к августу внезапно выяснилось, что маркировка стёкол автомобилей тоже не соответствуют требованиям, что фактически ставит крест на легальном получении сертификата: менять все стёкла автомобиля на европейские стоит слишком дорого.

Продавцы и покупатели оказались в сложной ситуации: купившие ездят второй месяц на транзитных номерах, без возможности поставить автомобиль на учёт, вторые имеют дополнительные затраты и туманные перспективы сертификации как ввезённых, так и уже проданных авто.

Тем временем стали появляться предложения сделать сертификат от 400$ до 1000$, авто уже имеющие сертификат вернулись в цене к практически уровню 2015 года с пошлиной.

Со стороны такая “реформа” сертификации очень напоминает коррупционную пирамиду домайданных времен: создать абсурдные требования и брать мзду за “решение” вопросов.

По сути, система сертификации, к какому бы министерству она не принадлежала, в Украине порочна и коррупционна: сложно представить, что один из самых технологичных автомобилей в мире не соответствует требованиям Украины, где давно уже нет ни собственного производства авто (не считать же отверточную сборку китайских авто на АвтоЗазе производством) ни знаний и компетенций, чтобы его спроектировать.

579432es-480

Тем временем, градус напряжения владельцев и продавцов электромобилей растёт: на форумах звучат призывы пикетировать сертификационные центры, для согласования прозрачных правил игры.

Источник: drive2.ru

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Подобається контент? Підтримай Autogeek на Patreon!
Become a patron at Patreon!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Nissan Micra научился останавливаться перед пешеходами

Mercedes представил 408-сильный электрокроссовер без боковых зеркал и дворников