in

Александр Крамаренко: Uber’офобия и другие ужасы прогресса

Таксистов пытаются поднять на протест против появления в Украине системы Uber, хотя их бизнесу угрожает не она, а перспектива суперзарегулирования рынка такси-перевозок. От чего пострадают не только таксисты, но и пассажиры – ведь деньги на новые взятки придется заложить в выросшие тарифы. Об этом пишет в своей колонке на MIGnews.com.ua главный редактор журнала “Деньги.ua” Александр Крамаренко.

1455351020-uber-taxi

Утром 25 февраля таксисты ездили вдоль Крещатика возле здания Киевской мэрии с включенными сигналами, правда, движение другого транспорта не блокировали. На тротуаре перед зданием горело несколько шин. Так представители таксистов требовали от столичных властей признать такси городским пассажирским транспортом и высказаться по поводу предстоящего в Киеве старта онлайн-сервиса по заказу такси Uber.

25 февраля акция таксистов под стенами киевской мэрии должна была показать, что они протестуют против Uber и за принятие нового закона о перевозках такси и диспетчерских службах. Акция – бестолковая в том смысле, что КМДА никак не влияет ни на приход Uber, ни на принятие закона, за который выступают руководители таксистских ассоциаций. Против страшной системы нужно идти на проспект Победы, где находится Министерство инфраструктуры – это оно в декабре радостно заявило, что Uber вот-вот появится в Украине и всячески приветствовали его приход. А по поводу зависшего законопроекта 3107 «Про внесення змін до деяких законодавчих актів щодо врегулювання роботи таксі, легкових автомобілів на замовлення та інформаційно-диспетчерських служб», нужно идти на Грушевского – под Верховную Раду.

8472b5c55ecae6897c73e267d07864a715a5efd2

С законопроектом все ясно – его не рассмотрят в ближайшие недели, хотя организаторы акции требуют это сделать в начале марта 2016 года. Законопроект подали в Раду в сентябре 2015 года трое депутатов под предводительством Андрея Гордеева (БПП), но по документу даже профильный комитет (по транспорту) не дал заключения. А вот экспертное управление ВР дало заключение – негативное. Так как в законопроекте, по мнению юристов-экспертов, предложена куча некорретных и противоречивых норм.

Самое интересное, что рядовые таксисты не подозревают, что лоббируемый их представителям законопроект представляет угрозу для них же самих. Там есть несколько совершенно чудесных идей вроде ограничения таксистской лицензии рамками конкретного региона, права региональных властей вводить дополнительные ограничения и введения практики рейдовых проверок (кто кого рейдовать будет и с кем придется «договариваться»?). Если кого интересуют детали – текст есть на сайте ВР и легко находится по порядковому номеру (3107). В целом впечатление таково: новый закон создаст обширное поле для взяток. Это что касается таксистов.

Что касается пассажиров – им придется мириться с ростом тарифов, дефицитом такси и прочими неудобствами. Да, происходящее сейчас на рынке выглядит как махновская вольница, что нехорошо. Но предложенный закон ситуацию по части комфорта и безопасности принципиально не изменит, но создаст массу новых поводов для коррупции. Его нужно полностью переписывать. И да, упаси Господи от создания такого регулирования рынка такси, когда «жетон» на право перевозок будет переходить по наследству и стоить баснословно дорого. Прежде всего потому, что для многих сейчас такси – это довольно доступный способ поддержать себя и семью в момент потери работы.

Как только экономика начнет восстанавливаться, из такси уйдут те, кто пришел туда в поисках временного и довольно тяжелого заработка. И ситуация нормализуется сама по себе.

200 тысяч таксистов на страну и 20 тысяч только в Киеве – такие оценки масштабов бизнеса приводят представители таксистских ассоциаций. Возможно, «таксующих» и больше. Но введение новых правил, предусмотренных «законопроектом 3107» сделает невозможной работу в такси для минимум двух третей нынешних таксистов. И взвинтит сперва затраты на ведение дела для оставшихся таксистов (рейды, проверки, взятки), а затем – тарифы для пассажиров (дефицит машин, перекладывание коррупционных затрат на клиентов). В такой ситуации очень удобно напугать таксистов приходом Uber и направить их недовольство в очевидное русло – чтобы получить от них поддержку коррупционно опасного законопроекта.

А что ж Uber? Действительно ли есть угроза рынку такси с его стороны? Как активно ездящий пассажир скажу – для нынешних массовых такси нет никакой угрозы. Давайте глянем на требования, которые система предъявляет к участникам-водителям: возраст от 21 года, стаж от 3 лет, машина не старше 2008 года, страховка, фото снаружи и изнутри. Страховка, стаж, возраст – не проблема. Чего не скажешь по поводу «не старше 2008 года» и «свежее авто» (для подтверждения этого нужны фото).

На мой взгляд, требование «свежее авто не старше 2008 года» отсекает 99% ныне работающих в такси. У нас в 2008 году предыдущий кризис случился, если кто не помнит. После чего продажи новых авто рухнули в разы. И сейчас в качестве такси в 80% случаев приезжает или весьма потертый ланос 8-10 лет отроду, или еще бодрый трех-пятилетный авео, но с явными признаками активной работы в такси. Ни та, ни другая машина Uber не интересуют, как я понимаю.

В стране банально мало легковых машин младше 2008 года. А уж тем более – свежих машин. Кто владельцы таких авто? Во-первых, небедные люди – они «таксовать» не станут, не их это. Если после кризиса они покупали авто, значит, они сохранили доходы, так что в участниках Uber мы их вряд ли увидим массово. Во-вторых, это покупатели, которые брали машину с целью использовать ее в качестве такси. Так эти и без того эксплуатируют машину в дорогих службах такси – есть такие. Там уже собран автопарк «новеньких и чистеньких», которые «подаются всегда». Вот только «минималка» там может быть не 35, как в рядовых столичных службах, а вдвое выше.

Тогда чем такая дорогая служба с новыми авто и высокими тарифами принципиально отличается от Uber? Да, в общем-то, мало чем. И бороться системе Uber за водителей придется именно с этими, уже существующими службами такси бизнес-класса. Там не только чистые машины, но уже сейчас вежливые водители, возможность оплатить карточкой либо вообще со счета юрлица. И у этих служб – своя клиентура: капризная, платежеспособная, малочисленная. За эту крайне малочисленную клиентуру и развернется драка между старыми элитарными службами такси с одной стороны и Uber – с другой.

Конечо, в Uber подтянутся те водители, которые не прочь подзаработать на своей хорошей машине, но хотели бы делать это а) в удобное им время; б) за приличные деньги; в) желательно без «оформления сложных отношений». Наверное, их окажется немало. Вот только работать в режиме «16 часов за рулем – ночь спим» они вряд ли пожелают. Будут «таксовать» скорее эпизодически. Да и в любом случае, крайне маленькая толщина слоя небедных и капризных пассажиров не позволит Uber стать в Украине массовым явлением – если, конечно, стандарты системы будут у нас здесь скрупулезно соблюдаться.

Система, скорее всего, окажется в наших условиях «сервисом небедных для небедных», эдаким «такси для капризных и хипстеров», «такси для поклонников смузи и старбакса», если хотите. Что совершенно не совпадает с ее статусом массовой и суперактивной службы такси в том же ЕС.

А значит, Uber не будет конкурировать в самом массовом сегменте такси. И, следовательно, зря таксистов им пугают.

Источник: mignews.com.ua

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Подобається контент? Підтримай Autogeek на Patreon!
Become a patron at Patreon!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

В Киеве пройдет электромобильная выставка EcoDrive

В компании Uber послали киевских таксистов на 5 пунктов