По всем законам жанра эта заметка была бы кстати ближе к 8 марта, но в компании Bosch решили сделать исключение и подготовили неплохую подборку занимательных фактов о роли женщины в мировом автомобилестроении. Не восьмым марта единым :)
Всем хорошо знакома английская пословица о том, что за каждым великим мужчиной стоит великая женщина. Гала Градива и Сальвадор Дали, Елена и Михаил Булгаковы, Анна и Генри Форд – это лишь начало списка. С незапамятных времен женщина была не только музой для мужчины, но и верным другом и помощником в его начинаниях. Когда Генри Форд задался целью сконструировать новый тип двигателя, его жена Анна держала фонарь над головой своего мужа долгими зимними вечерами. И так продолжалось три года, пока ему не удалось осуществить задуманное. Спустя много лет у Генри Форда спросили, кем бы он хотел быть в следующей жизни. «Мне абсолютно все равно, кем я буду в следующих воплощениях, – ответил он. – Главное, чтобы рядом со мной была моя жена».
Однако не всегда случается так, что великие женщины стоят где-то за спиной, в тени своего мужчины, оцененные и вознагражденные постфактум. Все чаще и громче звучат имена представительниц прекрасного пола, которым мы обязаны не одним десятком открытий и изобретений. И если вы думаете, что связаны они исключительно с миром кастрюль, губной помады и бигуди, то немного заблуждаетесь. В преддверии Международного женского дня мы предлагаем вашему вниманию историю четырех женщин и их изобретений, без которых современные автомобили были бы немного другими.
Стеклоочистители
Мало кто знает, но давным-давно, когда еще не было стеклоочистителей, водители справлялись с грязью на лобовом стекле с помощью… жен! Да-да, женщинам приходилось и в снег, и в град выбегать из машины, чтобы протереть лобовое стекло. Неудивительно, что водители скептически отнеслись к «дворникам», изобретенным Мэри Андерсон в 1903 году. Они считали, что куда безопаснее вести машину, когда ничего не видно из-за дождя и снега, или выгонять в непогоду своих жен (ведь они куда чище, да еще и с любовью выполнят такую мелочь), чем отвлекаться от дороги и нажимать на рычаг, чтобы очистить стекло.
Первые «дворники» Андерсон были устроены сравнительно просто – по сути, они представляли собой установленный в машине рычаг, управляющий прикрепленной снаружи резиновой планкой. Рычагом водитель мог передвигать «дворник» по стеклу, стирая налипший снег; установленный на очищающую планку груз делал очистку особенно эффективной.
Другая изобретательница, Шарлотта Бриджвуд, предложила автоматическую версию «дворников» с электрическим колесиком в 1917 году. Впрочем, ее «дворники» мужчинам тоже не пришлись ко двору. Однако Шарлотта стала первой, кому удалось создать нечто действительно удобное и практичное.
Сегодня одним из лидеров среди производителей стеклоочистителей является компания Bosch. Основные заводы по изготовлению щеток находятся в Китае (г.Чанша), Сербии (г.Белград) и Бельгии (г.Тинен). Последний является основным центром производства и всех инновационных разработок в сфере стеклоочистителей с 1973 года. Сегодня щетки Bosch поставляются на конвейер более 30 ведущих автомобильных марок. В общей сложности каждый день в мире производится примерно 420 тысяч стеклоочистителей, каждый из которых за время своей службы очищает поверхность, равную площади 60 футбольных полей, и проходит расстояние около 800 км!
Глушитель
Первые автомобили выпускались без глушителей шума и издавали страшный рев во время своей работы. Находиться поблизости такого работающего агрегата было не особо комфортно, а о том, чтобы ехать в самом автомобиле – и говорить не приходится. Естественно, что такие нежные создания, как женщины, с трудом переносили такое «удовольствие», как, к примеру, поездка за город.
Мало того, что постоянный рев двигателя пугал местных жителей и вызывал неоднозначные взгляды прохожих, так еще и собственный муж не слышал последние городские сплетни, которые потом приходилось пересказывать. Да еще и с больной от шума головой и расстроенными нервами. В 1917 году американка Эль Долорес Джонс спасла женщин и мир от громкого рева двигателя автомобиля, придумав не что иное, как автомобильный глушитель. Назывался он тогда акустическим фильтром.
Высокооктановый бензин
Приказ об усовершенствовании топлива поступил лично от Сталина сразу после Великой Отечественной войны. Разработкой занялась группа ученых под руководством Анны Межлумовой в одной из центральных лабораторий крупного нефтеперерабатывающего предприятия города Грозный.
Приказ Сталина был однозначный: «Пока не получится, в Москву не возвращайтесь!». И у нее получилось. Благодаря этой хрупкой женщине миллионы мужчин могут заправлять своих железных коней качественным топливом.
Стоит отметить, что изобретения Анны легли в основу 24 патентов.