Украина переживает электромобильный бум: только в 2015 году продажи автомобилей на электротяге выросли более чем в 5 раз по отношению к 2014. Силами каких людей и компаний стал возможен такой результат? Давайте разбираться.
Крупных официальных поставок электромобилей на Украину нет: ни Tesla, ни Nissan напрямую от производителя не поставляются и не продаются. Осторожно пытается развиваться только Renault (e-fluence) и китайские Biо Auto.
Поэтому условно всех продавцов можно поделить на несколько “классов”: имеющие/не имеющие авто в наличии и продающие целые/восстановленные после ДТП машины. Про помощников в подборе и доставке авто из-за океана (а большинство авто везётся именно оттуда) расскажем позже. Сейчас же поговорим о компаниях, имеющих в наличии как минимум пару авто.
Харьков. Имидж – все
Начнем, пожалуй, с самой крупной и одиозной компании на рынке: Автоэнтерпрайз. На данный момент компания из Харькова «с американскими корнями» имеет самую большую дилерскую сеть, насчитывающую более 40 партнёров в 25 городах. Также компания является единственной, кто имеет и развивает собственную сеть зарядных станций, которых, по их данным, насчитывается уже более 130. Правда, доступ к зарядкам – только для клиентов компании.
Ассортимент автомобилей так же широк: Nissan Leaf, Tesla model S, обещают даже BMW i3 и Toyota RAV4 в наличии. Зарядных станций предлагается несколько: от оригинала Nissan до устройства собственного производства.
Всё бы хорошо, но имидж у Автоэнтерпрайза сложился неоднозначный: началом работы и электромобильного бума в Украине стал импорт партии битых и утопленных Nissan Leaf. Харьковские умельцы научились давать таким автомобилям вторую жизнь: кузов от “утопленника”, двигатель – с не подлежащей восстановлению машины, прибыль от процедуры – в развитие электротранспорта. Причём, зачастую покупатели были в курсе метаморфоз, однако обещание 3-х летней гарантии и привлекательная цена уравновешивали риски.
В ту же копилку “неоднозначности” можно сложить и обещание сети зарядных станций суперчарджеров стандарта ChaDeMO (которой и в помине нет) и громкие заявления об “официальности” и “эксклюзивности”
Вторая компания-импортёр X-motors распологает сетью собственных СТО и импортирует электромобили уже достаточно давно. Это одно из направлений бизнеса, не основное.
Компания Автохауз, раннее специализировавшаяся на прожорливых американских пикапах, решила попробовать уравновесить вред, наносимый атмосфере, продажей экологически чистого транспорта. Имеется СТО и автосалон, в ассортименте Nissan Leaf и Mitsubishi i-miev.
Киев. Электростолица
В столице игроков значительно больше, но основными локомотивами можно назвать несколько.
Elmob.co звезды YouTube Захара Пашуна недавно открыли автосалон по продаже готовых авто. Также среди предложений – переделка любого авто в электрическое.
Захар – известный популяризатор электродвижения, докладчик на эко-форумах и автор популярных тест-драйвов. Начинал как дилер Автоэнтерпрайза, но перешёл на светлую сторону силы и теперь продаёт и помогает привезти под заказ только автомобили с прозрачной историей.
Рик Авто – один из самых крупных салонов-площадок предлагает просто огромный выбор разной авто электро экзотики: грузовичок Nissan eNV-200, хэтчбеки Volkswagen e-Golf и e-UP, псевдокроссовер Kia Soul EV и даже электро BYD. Правда, всё это – под заказ. В наличии – привычные для рынка Leaf и Tesla. В целом, готовы привезти любой существующий в мире электро и не-электро авто, но надо быть готовым к соответсвующему ценнику. Новый европейский Leaf, например – 41 000$. Дороговато, учитывая, что двух-трёх летний SL (максимальная комплектация) стоит порядка 22000$.
Eco Cars выгодно отличается от других продавцов комплексным подходом и выверенной стратегией: начали с проката электро авто, продолжили продажей. Теперь на очереди – развитие сети заправочных комплексов под ТМ Toka. Филиалы во Львове, Одессе и Киеве. Nissan Leaf можно взять в прокат на несколько дней, если авто решили купить – прокат будет бесплатным. Отличный вариант для длительного тест-драйва.
Electrocars.com.ua. Мощный новостной портал, регулярно выдающий “на гора” развлекательные и аналитические материалы собственного производства, может предложить своим клиентам широкий ассортимент услуг: продажа авто, зарядных станций (в том числе и под собственным брендом), кабелей к ним.
Z.E. Mobiles одна из очень немногих компаний, имеющих в наличии новые Nissan Leaf и eNV-200. Цена в 32 000 EUR, конечно, заставляет усиленно просчитывать выгоды, но для смелых есть лизинговые программы совместно с УкрГазбанком.
Назар Шимоне-Давида и его организация Tesla Club Ukraine формально львовяне, однако большинство Тесл всё-таки обитает и продаётся в столице. Тесла Клуб – мощнейший инсталлятор общедоступных и бесплатных для пользователя зарядных станций. На данный момент их насчитывается уже 53 по всей Украине. Нашумевший проект с сетью АЗС ОККО – детище именно Тесла клуба. Стоит отметить основательный и стратегический подход: только самые качественные зарядные устройства, только Европейские, с максимально возможной поддержкой машины. Также планируется выпускать своё мобильное приложение с картой зарядок и провода для скоростного заряда.
Электро К.М.А.М.К. Мало кто знает, что Киевский городской автомотоклуб пустил свои щупальца и в электротранспорт. Специально созданное подразделение занимается поставкой электромобилей в Украину. Правда, это достаточно редкие модели: BMW i3, Volkswagen e-Golf, Ford Focus electro. На днях должен приехать даже электрический Mercedes B-class Electric Drive.
Одесса. Въездные ворота
Морские ворота Украины, через которые проходит большая часть “электричек”, отдают предпочтение индивидуальному подходу: тут, наверное, самое большое количество частных продавцов / мини-автосалонов. Это и не удивительно: импорт электрокара – новый и привлекательный бизнес, а в портовом городе гораздо проще весь процесс доставки организовать.
Из организованных продавцов можно отметить Автопалац – поставляют только авто, не побывавшие в ДТП, с понятной историей.
Платинум авто и АвтоБум также имеют электро автомобили в ассортименте, однако особого фокуса на них не делают: продажи бензиновых приоритетнее.
Днепропетровск. Начать с малого
Индустриальная столица восточной Украины пока в электрическом арьергарде: продажи невелики, организованных продавцов и вовсе кот наплакал: кроме вездесущего Автоэнтерпрайза, есть только Электроклуб и VoltAuto, имеющие в наличии по одному авто. Обе компании стартовали недавно, но в отличие от китов планируют завоёвывать покупателей открытостью: только не битые авто и качественный сервис.
Сеть зарядных станций также невелика, возможно, это и сдерживает продажи.
Львов. На перспективу
Ситуация схожая с Днепропетровском: частные продавцы, Автоэнтерпрайз и большие перспективы. Из-за особенностей налоговых льгот привозить электрические авто из Европы не так выгодно, как, например, из Штатов. Во Львове же большинство компаний – импортёры из Европы.
Несколько советов
И напоследок, несколько советов о том, как не стать жертвой нечистых на руку продавцов.
- Всегда уточняйте, есть ли авто в наличии, если есть, то где, (город) и как можно его посмотреть. Часто указанная в объявлении цена – под заказ, с ожиданием авто около 3-х месяцев и без гарантий со стороны продавца.
- Просите VIN код и проверьте понравившееся авто по CarFax и AutoCheck. Это будет стоить Вам 5$ – 10$ но сэкономит нервов на несколько тысяч
- Цена на рынке на Nissan Leaf 2013 года выпуска примерно такая, в зависимости от комплектации: S – 17 500$, SV – 19 500$, SL – 21 500$.
без учёта опций. Всё, что значительно дешевле или дороже – уточняйте и проверяйте.
Резюмируя
Центры электропритяжения – Харьков, Киев и Одесса. Остальная часть Украины – большой потенциал для развития Электро. Из-за взрывного роста рынок притягивает не совсем честных импортеров и продавцов. Будьте аккуратнее!
Станислав Блох