Как показывает мировой опыт, лучше всего развитие электромобильного рынка стимулирует освобождение от налогов и сборов. Страны, которые решили, что обладателям электромобилей достаточно выплатить субсидии, не имеют существенных результатов.
В то же время, субсидии остаются эффективным инструментом городских программ содействия распространению электромобилей.
Самые эффективные программы стимулирования
Далеко не все страны, которые внедрили льготы для покупателей и владельцев электромобилей, получили одинаковые результаты. По данным EV-sales, статистика за октябрь выглядит так:
Как видим, Норвегия идет с большим отрывом: почти четверть авто, которые приобрели их граждане, являются электрическими. А по итогам 1 квартала 2015 года эта цифра составляла даже 33%, и упала только потому что правительство решило отменить часть льгот.
Следующие в списке – Нидерланды, которые также достаточно существенно опережают своих последователей.
В каких странах – какие льготы
Согласно данным немецкой Cesifo-Group, наибольший успех электромобили имели среди стран с высокой налоговой нагрузкой, в которых содержание автомобиля (учитывая цены на бензин и ремонт) занимает значительную долю в семейном бюджете. Если к этому добавить продуманную политику льгот, получим Норвегию.
[table id=2 /]
В Украине цена топлива ниже, чем в Европе, однако из-за низких зарплат, расходы на содержание авто часто достигают 20-30% семейного бюджета украинцев. К тому же, как мы видим, уровень НДС достаточно высокий, а значит, для гарантированного развития рынка электромобилей нам нужны налоговые льготы.
Почему налоги тормозят развитие рынка электромобилей
Как говорится в исследовании The International Council on Clean Transportation, нет единого рецепта “электромобильного бума”: для каждой страны необходим свой вариант стимулирования. Вот обзор эффективности различных видов содействия развитию электромобильного рынка.
НДС: В разных странах ставка НДС различна: от 5% (Япония) до 25% (скандинавские страны). Он начисляется на базовую цену автомобиля, без учета начальных платежей за регистрацию авто, но и без учета дотаций.
Норвегия является единственной среди рассмотренных тут стран, которая отменила НДС на электромобили. В этой стране экономия, на примере Renault Zoe, составляет примерно 4500 евро. На всех других рынках собственники электромобилей должны платить НДС больше, чем за традиционные авто, поскольку электромобили обычно дороже. Например, в Германии Renault Clio (базовая цена 13 277 евро) облагается НДС 2 523 евро, в то время как за Renault Zoe (базовая цена 21 422 евро) нужно заплатить 4 070 евро.
Разовый платеж при покупке/налог при регистрации: Такой налог есть не во всех странах, но его отмена для электромобилей также является хорошим инструментом стимулирования их покупки. Например, в Нидерландах от этих платежей освобождены не только электрокары, но и автомобили с выбросами меньше 95 г/км (бензин) или 88 г/км (дизель). Другие рынки, на которых льготы начального платежа дали хороший эффект – это Дания и Норвегия.
Ежегодный налог: Идея этого налога – в том, чтобы компенсировать экологичные, дорожные расходы государства и т.п. Потому в некоторых странах электромобили освобождены и от этого платежа. Но если льготы ограничиваются только этим – эффект маловат. В Германии, например, ежегодный налог рассчитывается, исходя из выбросов углекислого газа и объема двигателя. Электромобили освобождены от уплаты налога на протяжении 10 лет с даты первой регистрации. Тем не менее, экономия относительно невелика: 20 евро в год в случае с Renault Zoe. В Нидерландах эффект лучше: ежегодная экономия в случае с тем же электромобилем составит около 380 евро.
Субсидии: Наиболее эффективны как местные меры. Когда городские администрации стремятся снизить загазованность пространства, они обычно устанавливают доплаты за авто, зарегистрированные в этих регионах. Например, в Нидерландах отдельные города доплачивают 2-3 тысячи евро за регистрацию автомобиля, пытаясь сделать свой воздух чище. Местные стимулы могут быть и шире, как то бесплатное пользование туннелями, паркингами, бесплатная зарядка и т.п. Помогают и инвестиции местной власти в инфраструктуру, отдельные требования города или региона относительно уровня выбросов, просветительские кампании и т.п.
На диаграмме рассмотрены три принципиально разные подходы к электромобильным льготам. В Норвегии отмена НДС является настолько ощутимым фактором, что позволяет даже сохранить для электромобилей ежегодные сборы, а значит, нарастив количество этих авто в стране, продолжать получать сборы в бюджет. Франция выбрала модель одноразового бонуса за электромобили, который компенсирует разницу между НДС на традиционное авто и на электрокар, но это меньше разницы между стоимостью этих авто. Ситуацию спасает достаточно низкая цена на электроэнергию в стране, в результате полная цена эксплуатации лишь немного выше такой цены для классических авто. В Германии владельцы электромобилей экономят лишь на ежегодном налоге, который для Renault Clio составляет 72 евро на проотяжении 4 лет. Экономия на топливе составлят 2 838 евро. Но НДС, который выше, “съедает” все эти преимущества, а значит, полная цена эксплуатации для Clio и Zoe составляет 18 736 против 27 081 евро. В обзоре не указан опыт США, где стимулы для электромобилей основаны на дотациях в форме налогового кредита. В этом случае стоимость электромобилей напрямую зависит от размера дотации: если она перекрывает стоимость авто, то электромобильный бум работает. Но среди всех штатов, только Калифорния может позволить себе выплачивать настолько высокие суммы дотаций.
В Украине отмена первоначальных платежей не принесет значительного результата: сбор за регистрацию в нашей стране отменен, услуги ГАИ и акциз для электромобилей и так минимальные: до 500 евро в сравнении с несколькими тысячами в случае покупки бензинового авто с пробегом. Также нет у нас и ежегодных сборов. Вместо этого уровень НДС высокий. А адресные дотации в большинстве стран не могут покрыть разницу между электромобилем и классическим авто. Для Украины они должны были бы составить около 7-12 тысяч евро: на подобные инициативы никогда не согласились бы распорядители украинского бюджета.
Кроме того, наличие НДС в Украине стимулирует сохранение коррупции на таможне: в таком случае импортерам и дальше будет дешевле завозить авто по “серым” схемам. То же касается “налогового кредита”, которые является ничем иным, как “возмещением НДС”, что остается одной из самых масштабных коррупционных схема в стране.
Украина рискует повторить судьбу Германии и Франции, которые до сих пор не могут воплотить в жизнь свои электромобильные планы, если сегодня, 24 ноября, Верховная Рада не отменит НДС на электромобили, а вместо этого лишь внедрит дотации.
За данное решение уже выступило Министерство экономики и подготовило понятную инфографику.
Напомним, ранее Верховная Рада не проголосовала за законопроекты 1912 и 1674 , которые позволили бы отменить пошлину и НДС на электромобили.
Источник: electrocars.com.ua