После новогодних праздников стремительно обвалилась национальная валюта, что очень быстро приведет к подорожанию топлива на 1-1.5 гривны. Перспектива малоприятная, особенно ввиду падения доходов населения. И если цена на «солярку» постоянно растёт, то качество её в последние годы было довольно стабильно.
Это обуславливалось поставками «тяжелого» топлива в подавляющей массе из-за рубежа, но сейчас даже государственный Шебелинский НПЗ перешёл на выпуск топлива стандарта Евро – 5. Вроде бы ничего не предвещало беды, но треть проверенного специалистами Института потребительских экспертиз топлива оказалось не кондиционным.
Тест-контроль
В этот раз эксперты решили сконцентрировать внимание не только на крупных игроках, но и уделить внимание и средним, и небольшим сетям. Пробы отобрали в 8 сетях: БРСМ – Нафта (ДТ Евро), ANP (Energy), КЛО (ДТ Евро), AMIC (ДТ Евро), ТНК (ДТ Евро), LUXWEN (ДП ЕВРО), Shell (ДТ Евро) и SunOil (ДТ Евро).
Изюминкой теста стало участие в исследовании нелегальной АЗС, так называемой «бочки», которые массово появляются в последнее время. Цена там, как правило, на 3-4 гривны ниже, чем у сетевиков, а вот что там разливают, не знает никто.
В лаборатории все образцы прошли проверку по множеству параметров: цетановый индекс, фракционный состав, температура вспышки в закрытом тигле, содержание серы, плотность. И, конечно, главные «зимние» показатели – предельную температуру фильтрации (замерзание) и массовую часть воды. Скажем сразу, все испытуемые оказались «зимними» образцами, но полностью испытание выдержали не все.
Цетановый индекс
Первым делом специалисты подсчитали цетановый индекс испытуемых. Цетановый индекс – это цетановое число топлива до применения цетаноповышающих присадок. Общий принцип – чем больше, тем лучше.
Все участники теста уложились в норматив, самый большой запас продемонстрировали образцы БРСМ – Нафта (ДТ Евро) – 52,6 единицы, и КЛО (ДТ Евро) – 51,7 единицы. На таком дизтопливе будет легче запускаться зимой и меньше расход топлива.
Вспышка
Второй значимый показатель – температура вспышки в закрытом тигле. Он характеризует температуру воспламенения топлива.
Косвенно этот показатель может показать, не попадали ли в «солярку» посторонние компоненты. Нарушений у участников не обнаружено.
Сера
Продукты сгорания серы больно бьют не только по окружающей среде, но и по двигателю. Сера убийственна для нейтрализаторов и сажевых фильтров, но при концентрации в топливе серы менее 10 мг/кг «пробег» нейтрализатора более сотни тысяч километров – реальность. В этот раз результаты в этом параметре оказались отличными.
За исключением одного образца, все пробы соответствовали уровню Евро-5! Рекордсменом стал образец БРСМ – Нафта (ДТ Евро) (всего 3 мг/кг!). А вот на нелегальной АЗС серы в «дизеле» оказалось по нынешним меркам очень много – 339 мг/кг.
Вода
Воды в дизельном топливе быть не должно – это регламентирует стандарт, это знают все дизелисты. На морозе кристаллы льда забьют трубопроводы и фильтра – и прощай, движение!
Но этого, похоже, не знают в сетях ANP и AMIC, ведь именно в образцах этих АЗС (и нелегальной «бочке») были обнаружены следы воды. Как она туда попала, остаётся только гадать (остальные параметры в порядке), скорее всего, можно предположить прорехи в логистике и хранении.
Морозостойкость
Испытания на определение граничной температуры фильтруемости показали – абсолютно все приобретённые образцы являются «зимним» топливом.
При сильном похолодании не замёрзнет дизель БРСМ – Нафты, который выдержит до минус 26 по Цельсию, неплохо продержатся КЛО (– 23), LUXWEN ( – 23), ТНК (– 20). На случай более экстремальных морозов КЛО и Shell предлагают именные сорта (Ventus и V-power), которые являются арктическими, но и стОят ощутимо дороже.
Итого
В целом, качество дизельного топлива находится на уровне, если не считать следы воды в некоторых образцах (хотя вряд ли это системный процесс, скорее, недочёты отдельных АЗС). Порадовали также результаты сети БРСМ – Нафта, которая сейчас переживает нелёгкие времена, отбиваясь от рейдерской атаки, но при этом качество пока не пострадало. Что же касается нелегальных АЗС, то дорогу туда лучше забыть, поскольку претензий в случае неприятностей предъявлять попросту некому.
Дмитрий Гордиенко
One Comment
Leave a Reply