Интернет-издание ITC.ua начало новый год с символа будущего – электромобилей. Причем будущего, которое уже пришло в Украину: у нас начинаются активные продажи электромобилей для частного использования. ITC.ua познакомились с тремя наиболее интересными вариантами, доступными в Украине: Tesla Model S, Nissan Leaf, Renault Fluence ZE. Каждый из них по-своему интересен и необычен.
Tesla Model S 85
Знаковый автомобиль своего класса, который успел собрать много позитивных отзывов. Но что чем выше ожидания – тем выше и запросы. Оправдает ли их Tesla?
Первое позитивное впечатление задает внешность: гармоничный, аккуратный, стильный кузов, много ярких и запоминающихся элементов (передние фары, выдвигающиеся ручки, безрамочные стекла).
Огромные колеса и каплеобразный силуэт намекают на скорость и динамику: Tesla Model S следует рассматривать больше как конкурента Audi A7, Mercedes CLS, BMW 6 Gran Coupe, Porsche Panamera, а не как конкурента традиционным бизнес-седанам.
Не подводит и салон: интересный дизайн, хорошая кожа, аккуратные металлические или деревянные вставки – все это создает стиль высокотехнологичной роскоши. Причем мелкие детали (рычаг «АКПП», подрулевые переключатели, кнопки стеклоподъемников) взяты у Mercedes, что закрывает вопрос о качестве салона Tesla даже в мелочах: может еще не Porsche, но уровень Mercedes, BMW, Audi уже где-то рядом.
Но главное – это разгон. Здесь нет предстартового рычания и отстрелов выхлопной системы, электромобиль не срывается с места под пробуксовку колес. Нет, Tesla стартует неожиданно мягко, но уже через долю секунды накрывает такой лавиной ускорения, что просто приводит в дикий восторг! Смотришь, а на спидометре уже под «сотню». Там, где обычные компактные электромобили начинают упираться, Tesla подхватывает с задором, тягой, динамикой неслабого V8 или современного 3-литрового турбомотора. Причем, замете, мы ездили на версии «Model S 85» мощностью 380 л.с. и с динамикой 0-100 км/ч около 5,5 с (0-60 миль/ч за 5,4 с). А, к примеру, самая динамичная Model S P85D делает «0-100» менее, чем за 4 с (0-60 миль/ч за 3,2 с) – да это конкурент BMW M6 Gran Coupe и Audi S7.
Но когда проходит первый шок… Здесь бы написать замечания, но их немного. Автомобиль хорошо управляется, при этом у него мягкая и тихая «ходовая». В авто два багажника, причем задний настолько велик, что туда можно установить (заводская опция) пару дополнительных складных детских кресел, превратив Tesla в 7-местный минивэн. Предусмотрена настройка высоты подъема кузова, причем с памятью по GPS-координатам (автомобиль сам приподнимется, когда вы будете через бордюр заезжать в свой гараж), усилителя руля, интенсивности рекуперации энергии, контроля тяги.
Первое, что бросается в глаза в салоне Model S – это не отделка, не отсутствие блока с коробкой передач, а 17-дюймовый сенсорный дисплей, который встроен в центральную панель.
Несмотря на заоблачную стоимость, такое не встретишь даже в более дорогих авто. Лучшего варианта для отображения информации бортового компьютера сложно придумать. Информация с экрана отлично читается с водительского сидения, а элементы интерфейса системы достаточно крупные, чтобы без проблем попадать по ним пальцем. Сам по себе интерфейс бортового компьютера очень напоминает смесь OS X с iOS. Верхняя его часть содержит панель состояния, на которую выводится заряд аккумулятора, имя владельца, значки беспроводных соединений, а также время.
Ниже можно найти панель с иконками приложений, которые отвечают за вызов медиа проигрывателя, навигации календаря, графиков расхода энергии, браузера, камеры заднего вида и телефона. Иконки можно менять местами в зависимости от своих предпочтений. В интерфейсе бортового компьютера Tesla можно размещать два приложения друг над другом, например карту и медиапроигрыватель, либо же разворачивать на весь экран одну программу.
Навигация построена на основе карт Google, но судя по всему используется дополнительная информация для создания маршрутов. В Украине осуществлять навигацию можно без особых проблем, единственное, названия городов и улиц будут отображаться транслитом.
Медиавозможности представлены FM-радио и возможностью проигрывать треки с накопителей, которые можно подключать через два порта USB.
Для синхронизации календаря, а также доступа к телефону, бортовой компьютер Model S сначала нужно подключить к смартфону, для этого используется беспроводной модуль Bluetooth.
К интернету автомобиль подключается через Wi-Fi или встроенный 3G-модем. Последний в Украине не работает, нужно разбирать консоль и менять SIM-карту европейского оператора на местного, но проще купить портативную точку доступа Wi-Fi, например от того же «Интертелекома», или же раздавать интернет со смартфона. Ведь если встроенный 3G-интернет в Tesla в Украине не работает, то в Европе с ним нет никаких проблем, как только авто попадает в сети местных операторов, можно абсолютно бесплатно пользоваться подключением.
Встроенный в бортовой компьютер Tesla браузер является, по современным меркам, архаичным решением, но его будет достаточно, чтобы найти необходимую информацию в интернете или просто почитать новости.
Приятно, что панель приборов Model S тоже реализована в виде дисплея, и кроме скорости и текущего запаса хода на нее может выводиться информация с бортового компьютера, например навигация.
Фактически замечаний к Tesla Model S всего два. Во-первых, слегка непривычное торможение из-за рекуперации: вроде уже начал тормозить, но на последних 10-20 метрах интенсивность замедления падает ввиду ослабевания эффекта тормоза от рекуперации. Однако к этому со временем привыкаешь. Второе замечание – в задней части салона Tesla немного тесновата: хочется и проем двери больше, и пол ниже (а нельзя, под ним батарея), и еще чуть-чуть места для колен (актуально, если спереди рослый водитель). Однако не забываем, что Tesla больше конкурент купеобразного Mercedes CLS, а не обычной Е-шки.
Что касается цены: в Украине Tesla Model S стоит от $120 тыс (Model S 85) до $150-170 тыс (Model S P85 и Model S P85D). Да, цена высока. Но учтите и комплектацию: огромный сенсорный дисплей; пневматическая подвеска; множество подушек безопасности, включая и подушку для колен; камера заднего вида; ксеноновые фары, Hi-Fi-аудио; Wi-Fi точка на борту, и пр. Поставьте подобные опции в конфигуратор «премиум»-немца из рассмотренных выше и увидите его цену – на таком фоне Tesla вмиг окажется не столь уж и дорогой.
Nissan Leaf против Renault Fluence ZE (Zero Emission)
Один концерн, один класс, схожая мощность, примерно аналогичный пробег на полном заряде… Но до чего разные электромобили!
Nissan Leaf – один из самых ярких и известных электрокаров, причем изначально построенный именно как электромобиль. К примеру, здесь небольшой капот (все равно двигателя нет) и интеллектуальная система управления (к примеру, она заранее охладит или прогреет салон еще во время зарядки, чтобы потом не тратить на это энергию АКБ). Есть версия с солнечными батареями в крыше для питания бортовой электроники – это тоже экономит заряд основной батареи и обещает больший пробег. А еще здесь необычные приборы: центральное место занимает не спидометр и не информационный дисплей, а круглые индикаторы потребления и рекуперации энергии.
Внимание привлекает и селектор «трансмиссии»: небольшой джойстик сдвигается влево и вперед/назад, задавая направление движения; двойное покачивание «влево и назад» включает режим интенсивной рекуперации.
На руле – кнопка «eco»-режима.
И все это напрямую влияет на процесс езды. 107-сильный Nissan Leaf разгоняется как обычный хэтчбек С-класса, с той лишь разницей, что он более динамичен на низких скоростях: при старте и ускорении до 50-60 км/ч позади можно оставить немало мощных автомобилей. А дальше – до 70-80 км/ч – тяги и динамики просто «достаточно». Откровение наступает с торможением: в режиме «Brake» электромобиль столь активно замедляется, что можно практически не использовать тормоза. В этот момент происходит рекуперация энергии, и мы получаем обратно часть тех киловатт, которые только что потратили на разгон. В обычно режиме езды замедление не столь существенное и напоминает мягкое торможение двигателем. И кстати, здесь также заметна особенность «двойного торможения» из-за помощи рекуперации. В свою очередь, режим «Eco», активируемый кнопкой на руле, уменьшает резкость, скорость реакции на педаль акселератора, не дает быстро разгонятся, старается обрезать максимальную скорость. Но продлевает пробег – примерно на 5-7%.
А теперь о «банальном». Батарея Leaf упрятана под полом, а потому «слегка» зажимает свободное место в задней части салона.
Однако это оставляет свободным багажник и позволяет сделать задние сиденья складными, чтобы использовать все преимущества хэтчбека. Кстати, багажник Nissan Leaf был слегка увеличен в ходе последней модернизации 2013 года, и теперь предлагает объем 370 л.
В ходе этой модернизации был увеличен и запас хода – до 200-230 км против около 160 км у первых версий Nissan Leaf. Все благодаря более эффективному мотору, другой батарее, переносу зарядного устройства из багажника под «капот».
Реакции на поворот руля и комфорт ходовой части Nissan Leaf находятся на уровне обычных моделей С-класса. Лишь чувствуется, как автомобиль чуть лучше прижат к земле из-за тяжелой батареи в нижней части кузова, что способствует лучшей устойчивости. К примеру, в изначально более тяжелой Tesla Model S это было практически незаметно: там запас устойчивости просто огромен ввиду больших размеров автомобиля, колесной базы, колеи, более широких колес.
А как едет 95-сильный седан Renault Fluence ZE? В разгоне – почти также, как Leaf: неплохой старт, уверенное ускорение до 60 км/ч, есть запас уйти за «сотню». Торможение-рекуперация на фоне Leaf слабое, ощущение обычного торможения двигателем, причем на высокой передаче. Реакции на поворот руля и комфорт ходовой части находятся примерно на уровне Nissan Leaf, кажется, «француз» чуть мягче.
Важное отличие: здесь батарея установлена в багажнике из-за чего в Renault Fluence ZE пришлось увеличить задний свес. Кроме того, батарея весит примерно 250 кг, которые постоянно «давят» на заднюю ось, плюс добавьте пару сумок в оставшийся 317-литровый багажник – соответственно пришлось усилить заднюю подвеску.
Батарея в багажнике лишила и возможности получить складную спинку заднего сиденья – о перевозке длинномеров можете забыть. Но подобное компоновочное решение имеет свои плюсы. Во-первых, здесь не урезан простор в области ног задних пассажиров.
А во-вторых, подобная конструкция требует минимум переделок основного кузова, при этом позволяя сделать батарею съемной для быстрой замены (проект Better Place). Хотя быстрая замена АКБ возможна и при ее размещении в полу.
Еще пару штрихов к портрету Renault Fluence ZE: стрелочные приборы, рычаг «АКПП», и, внимание, запуск электромобиля обычным ключом с выкидным жалом.
Это электромобиль, который старается быть похожим на… обычный автомобиль. В то время, как Nissan Leaf буквально кричит «смотри на меня, я технологичен, словно космический шатл», Renault Fluence ZE тихо шелестит колесами по маршруту «дом-работа-дом». Яркий Nissan Leaf выберут гаджетоманы, а Fluence ZE купят по принципу «вот Fluence бензиновый, вот дизельный, вот электрический»: таким покупателям не нужно кричать, выделятся, быть яркими – им просто нужно ездить. Такие клиенты любят кузов «седан», они не будут мириться с зажатым салоном, им рычаг «автомата» привычные круглого селектора Nissan Leaf. Если традиционалиста Leaf напугает своей яркостью, то Fluence ZE как раз успокоит – и его купят.
Это не хорошо и не плохо. Это просто еще один взгляд на электромобиль, и он имеет право на жизнь – «электромобиль для традиционалистов».
Что касается цен, то у нас Nissan Leaf (американская версия) стоит от $31-32 тыс (база уже оснащена фактически «автоматом», климатической системой и мультимедиа центром с дисплеем) до $42 тыс за почти максимальную версию (кожа, камера заднего вида, аудио Bose и пр.). Это сопоставимо, к примеру, с неплохо оснащенным VW Golf VII 1.4 TSI DSG – лидера класса, но еще без доплаты за «премиум». Электрический Renault Fluence стоит от 22 800 до 26 800 евро, или примерно от $28 тыс до $33-34 тыс. Его оснащение уступает Nissan Leaf, но все равно достойно (фактически «автомат», 2-зонный климат-контроль, мультимедиа система с цветным дисплеем). И подобные цены лишь чуть выше цен дизельного Fluence.
Параметры | Tesla Model S (60-85-P85D) | Nissan Leaf | Renault Fluence ZE |
Цена, дол. США | 120-170 тыс. | 31-42 тыс. | 28-34 тыс. |
Мощность, л.с. | от 376 до 691 | 109 | 95 |
Крутящий момент, Nm | от 430 до 931 | 280 | 226 |
Емкость батареи, кВт/ч | от 65 до 85 | 24 | 17,4 или 20 |
Разгон 0-100 км/ч, секунд | 0-60 миль/час – от 5,9 до 3,2 | 11,9 | 12,9 |
Максимальная скорость, км/ч | от 190 до 250 | 145 | 135 |
Запас хода, км | от 335 до 435 | до 220 | до 160 |
Реальный запас хода, км | от 250 до 550 | от 100 до 230 | от 100 до 180 |
Стоимость 100 км | от 4,5-5 грн до 26 грн | от 2-3 грн до 16 грн | от 2-3 грн до 17 грн |
Реальный запас хода – показатель, полученный в ходе экспериментов. На низкой скорости значительно снижает расход электроэнергии и реальный запас хода может даже превысить паспортный. Для Tesla Model S 85 – фактически есть подтвержденные данные о поездке на полном заряде на расстояние до 550-560 км. Для Nissan Leaf – предложена батарея солнечных элементов, которая снимает часть нагрузки с АКБ, что позволяет увеличить запас хода на 10-20 км. Для Renault Fluence ZE в ходе тестов для СМИ выяснилось, что запас хода может достигать 180-200 км. В тоже время, при активной езде, низкой температуре, постоянно включенных потребителях электроэнергии (фары, подогрев сидений, кондиционер, аудиосистема, и пр.) запас хода Leaf и Fluence ZE может упасть до 100 км, Tesla Model S – до 250-300 км. Стоимость одного кВт – от 0,237 грн до 1,34 грн, плюс скидка за многотарифный счетчик.
Подводим итоги
Невзирая на разный класс, цену, конструкцию трех электромобилей, во многом они были схожи. К примеру, они практически беззвучны на низких скоростях. Все электромобили максимально просты в езде – управление как с коробкой-«автомат». Что касается размещения аккумуляторной батареи, то все-таки кажется, что правильное место для нее под полом, а вопрос простора для ног решается изменением конструкции.
Однако это все «наблюдение на тему», а главный итог в том, что электромобили оказались очень реальными, понятными, готовыми к обычной жизни в Украине. Будущее уже наступило. Но только для людей, которые знаком с этой темой. А рядовой обыватель задаст массу вопросов: что с сервисом? какова цена? где заряжать? это выгодно? Мы ответим на эти вопросы в следующем материале.
Редакция выражает благодарность Tesla Motors Club в Украине и компании Кий Авто Холдинг за предоставление автомобилей на тест.