Действующие в Украине Правила дорожного движения определяют поведение разных участников на дороге – от автомобилей до гужевого транспорта. В них, однако, нет современного транспорта последней мили – электрических велосипедов, самокатов, моноколес.
Это оставляет массу возможностей для свободной трактовки «можно» и «нельзя» как для тех, кто за рулем, так и для дорожной полиции. Журнал EcoDrive (№3 (7) 2019) разобрался в нюансах и делится ими ниже.
Еще совсем недавно мир транспортных средств был просто и понятно классифицирован. Были механические транспортные средства – автомобили, мотоциклы, мопеды, – а также трамваи, велосипеды и гужевая тяга. Для каждого из них Правила дорожного движения еще полвека назад разложили все по полочкам: где и как им двигаться, каковы права и обязанности тех, кто управляет транспортными средствами.
Но развитие технологий кардинально меняет состав участников дорожного движения. На дорогах и тротуарах наших городов становится все больше электробайков, электросамокатов, моноколес. А в Европе, США и Китае – настоящий бум индивидуального транспорта. EcoDrive детально рассказывал об этом в прошлом номере (см. «Хайп года: электросамокат», EcoDrive, №2(6) за 2019 г.).
Новинкам прочат большое будущее и все чаще называют транспортом последней мили – ведь эти удобные средства передвижения помогают людям быстрее добираться до конечной точки своего маршрута (например до работы) от автопарковки или от остановки автобуса.
Одним из главных нюансов становятся Правила дорожного движения для этих участников. И если Европа занимается регулированием «электрифицированных» участников дорожного движения уже более 10 лет, то украинские ПДД в этом вопросе пока чисты как белый лист.
Каких же правил должен придерживаться человек, управляющий, например, моноколесом или электросамокатом?
Есть правила = Безопасность и Ответственность
В Европе регулирование «электрифицированных» участников дорожного движения построено на двух основополагающих принципах. Первый – безопасность как самого «водителя» такого транспортного средства, так и других участников дорожного движения. Второй – ответственность перед третьими лицами в случае дорожно-транспортного происшествия.
В данный момент разрешенный в Европе электробайк может иметь электромотор мощностью не более 250 Вт, который лишь помогает велосипедисту крутить педали и не может самостоятельно приводить байк в движение. Такой «педалек», как его называют, не должен развивать скорость более 25 км/ч. Европейское законодательство считает его, по сути, велосипедом. Однако с мая 2018 года в ЕС активно обсуждают законопроект о введении обязательного страхования ответственности электробайкеров перед третьими лицами – точно такой же, как обязательное страхование для водителей автомобилей (то, что мы называем автогражданкой). Аргументация законодателя такова: «участие в дорожном движении новых типов моторизованного транспорта – таких как электровелосипеды, сигвеи, электроскутеры и др. – может приводить к дорожно-транспортным происшествиям, пострадавшие в которых должны быть защищены и смогут получить надлежащую компенсацию».
Украинские ПДД пока «не видят» ничего из новых видов персонального электротранспорта. И гражданской ответственности у их «водителей» нет
Европейская ассоциация велосипедистов (ECF) приложила массу усилий, сопротивляясь принятию этих новаций. В частности, Адам Бодор, директор ECF, утверждает, что Еврокомиссия пытается «криминализовать миллионы пользователей электровелосипедов, большинство из которых уже имеют подобные типы страховки. Введение обязательного страхования наравне с водителями автомобилей для тех, кто управляет велосипедом с электромотором, не приводящим велосипед в движение, а лишь помогающим велосипедисту, гарантированно сделает использование таких транспортных средств непривлекательным».
В конечном счете в январе 2019 года Комитет Европарламента принял решение отказаться от введения страхования ответственности перед третьими лицами для водителей велосипедов с электромотором. Хотя за это еще должен проголосовать законодательный орган Евросоюза, эксперты оценивают данное голосование, скорее, как формальность.
Мы привели столь подробное описание ситуации для того, чтобы показать, насколько детально продумываются и обсуждаются регулирования для новых видов персонального электротранспорта в Европе. И это еще не все. Законопослушный европеец, желающий выехать на дорогу на электровелосипеде с мотором мощностью более 250 Вт, обязан сначала зарегистрировать его в полиции, иметь водительские права как минимум на мопед, передвигаться исключительно в шлеме и, конечно же, иметь «автогражданку». Впрочем, в разных странах регулирования для персонального электротранспорта весьма различны. Так, все государства Объединенного Королевства – Британия, Австралия, Новая Зеландия – вообще запретили передвижение на подобных аппаратах вплоть до выработки соответствующего законодательства, регламентирующего их использование.
С поправками, принятыми Европейским парламентом 13 февраля 2019 года в отношении гражданской ответственности при использовании автотранспортных средств, можно ознакомиться по ссылке.
В большинстве немецких земель (а также в Дании, Швейцарии, Нидерландах, Японии) на сигвеях можно ездить по дорогам общего пользования, однако нужно их зарегистрировать, оборудовать габаритной светотехникой, иметь водительские права на мопед и соответствующую «автогражданку» минимум за €60 в год. И только власти земли Саар помягче нравом: они приравняли сигвей к велосипеду.
Во Франции и Бельгии великодушно разрешили ездить по тротуарам на гироскутерах и моноколесах. В Канаде на самобеглые гаджеты смотрят сквозь пальцы – вроде и нельзя, но никого не карают. А в США все зависит от штата: в Нью-Йорке, к примеру, персональный электротранспорт под запретом, и нарушителей штрафуют, а в Вашингтоне – наоборот, никаких лимитов. В Швеции такие средства передвижения допускают на велодорожки. А в Чехии разрешают ехать по тротуару, однако не быстрее пешехода, а по велодорожке – не быстрее «среднего» велосипедиста. При этом езда по дорогам для автомобилей запрещена.
Нет правил = Здравый смысл
Украинские ПДД пока «не видят» ничего из новых видов персонального электротранспорта. Естественно, и гражданской ответственности у их «водителей» нет. Вероятно, за «выдающееся» нарушение или если кто-то из пешеходов пожалуется полицейскому, то нарушителя могут оштрафовать на 51 гривню по «пешеходной» статье. К несчастью, даже если кто-то на таком элекротранспорте станет непосредственным виновником ДТП. Потому пока остается придерживаться здравого смысла – например, передвигаясь на моноколесе, использовать шлем и наколенники, не ездить по оживленным тротуарам и выбирать безопасную скорость.
С точки зрения запретов и разрешений следовало бы разрешить движение на персональном электротранспорте по велодорожкам. Ведь на тротуарах они опасны для пешеходов, и особенно – для детей. А на автодорогах – для своих владельцев. Однако велодорожки даже в столице настолько же неожиданно заканчиваются, насколько и начинаются. А Правила дорожного движения требуют серьезной модификации. Поэтому-то пока остается руководствоваться лишь здравым смыслом.
На повестку дня довольно быстро вышли вопросы о том, для кого же тротуары – для пешеходов или самокатов, и какую роль играют регуляторы, не предпринимающие действий в этой ситуации.
Плюс и минус неопределенности в ПДД
Две точки зрения на то, что персональный электротранспорт не определен в Правилах дорожного движения
ПЛЮС: Если транспортное средство нельзя определить – вы пешеход!
Владимир Караваев, правозащитник, один из авторов проекта модернизации ПДД
«С точки зрения нынешних Правил дорожного движения, если человек передвигается на неопределенном ПДД транспортном средстве, он является не водителем, а пешеходом – третьего не дано. Со всеми вытекающими последствиями: прежде всего он не имеет права двигаться ни по дорогам общего пользования, ни по велодорожкам. Понятно, что эту ситуацию давно необходимо менять. Ведь нынешние ПДД – родом еще из середины прошлого века и безбожно устарели! Еще три года назад инициативная группа, в которую входил и я, подала в Верховную Раду законопроект №5184 о дорожном движении и безопасности. Там мы старались прописать в определениях новые типы транспортных средств. Однако с учетом того, как расширились их разновидности за прошедшее время, проект, похоже, вновь потребует доработки.
В частности, вот таким планировалось определение велосипеда: это транспортное средство (кроме инвалидных колясок), которое приводится в движение преимущественно с помощью педалей или рукояток, мышечной энергией управляющего им лица. К велосипедам также приравниваются ТС, которые принимают участие в дорожном движении и приводятся в действие при помощи двигателя внутреннего сгорания рабочим объемом менее 50 см3 или электродвигателя максимальной номинальной мощностью не более 4 кВт при условии, что их максимальная конструктивная скорость не превышает 25 км/ч. Соответствующие поправки сделаны и в определения мопедов и мотоциклов».
МИНУС: Выезжая на дорогу, нужно иметь и права, и регистрацию ТС
Вадим Володарский, юрист, специалист по транспортному праву
«Есть два типа нетрадиционного электротранспорта – пока назовем его так. Первый – электровелосипеды и электроскутеры, предназначенные для передвижения по дорогам общего пользования. Но с точки зрения ПДД, в зависимости от мощности, это либо мопед, либо вообще мотоцикл. И в том, и в другом случае нужны регистрация и водительское удостоверение соответствующей категории. Когда продавцы такой техники (а она часто продается в магазинах электроники) уверяют, что с точки зрения ПДД это то же, что велосипед, – они либо заблуждаются, либо лукавят. Определение велосипеда есть в п. 1.10 ПДД: это транспортное средство, кроме колесных кресел, приводимое в движение мускульной силой человека, находящегося на нем. И новая современная техника ему не соответствует. Там же есть определения мопеда и мотоцикла.
У нас странное отношение к электротранспорту, в том числе со стороны полиции. Ведь трудно представить, чтобы они признали нормой езду без документов, скажем, на Tesla Model S. Непонятно, почему такая же логика работает по отношению к двухколесной технике. Ладно, по велосипеду еще не всегда скажешь, что он электрический (надо разбираться), да и моторы там, как правило, слабые. Но полиция не останавливает за отсутствие номерных знаков даже полноценный электроскутер! А ответственность, между тем, должна быть такая же, как и за управление без документов любым другим транспортным средством (ст. 126 КУоАП). С точки зрения режима и места движения к этой технике такое же требование, как и к обычным мотоциклам или мопедам (в зависимости от мощности). Другими словами, на электровелосипеде нельзя ехать по велодорожке!
Вторая категория – всякого рода электросамокаты, гироскутеры, моноколеса и проч.: они не предназначены для участия в дорожном движении в принципе. Пользуясь таким транспортом, человек не имеет ни статуса пешехода, ни статуса водителя. И ездить на них нельзя ни по проезжей части, ни по тротуару (где они представляют опасность для пешеходов), ни по велодорожкам. К тому же такая техника, имея возможность разгоняться до 20-30 км/ч, как правило, не имеет полноценных тормозов. Она хороша для развлечения, но не как транспортное средство. И в дорожном движении места ему нет!»
Читайте онлайн электронную версию журнала ECODRIVE на https://journals.ua/men/ECODRIVE/28720-07-19.html.
Подписка на печатную версию ECODRIVE через сайт https://www.portmone.com.ua/r3/ru/services/periodicals/1820/.
Автор: Ярослав Московка