С началом весны в Берлине активизируется проект по «шерингу» умных электроскутеров Gogoro, продвигаемый тайванским стартапом Gogoro Inc. и компанией Coup, подразделением Bosch.
С 1 апреля производитель намерен увеличить число скутеров, доступных жителям и гостям немецкой столицы, в пять раз – до 1000 шт. Gogoro, первый электроскутер, использующий «облачные» технологии, был разработан бывшими топ-менеджерами корпорации HTC специально для быстроразвивающихся мегаполисов. И если в Азии погодные условия почти не ограничивают сезонность его использования, то в Европе активным периодом для скутера может стать именно теплое время года.
Умные электроскутеры на аккумуляторах Panasonic (аналогичных тем, что устанавливаются в электрокары Tesla) можно будет арендовать на нескольких стоянках центральной части Берлина – Митте, Пренцлауэр Берг, Фридрихсхайн и Кройцберг. Gogoro разгоняется до 45 – 60 км/ч, поэтому для его использования будет достаточно обычной лицензии на вождение мотоцикла или автомобиля. Возраст водителя должен превышать 21 год. Стоимость аренды скутера зафиксирована на уровне 3 евро за 30 минут проката или 20 евро за полный день. Найти свободный скутер, забукировать его и оплатить аренду очень просто – через приложение Coup.
Люк Хорас, соучредитель и CEO Gogoro Inc.:
«Запуск проекта Gogoro в Берлине – одном из самых искушенных, прогрессивных и креативных городов мира с развитой культурой двухколесного транспорта – это очень важный шаг, символизирующий начало нашей рыночной экспансии».
За несколько лет проект Gogoro успел привлечь внимание и поддержку крупных технологических компаний. Та же японская корпорация Panasonic не ограничивается поставками цилиндрических литий-ионных аккумуляторов. В конце 2015 года она стала первым стратегическим инвестором Gogoro. Точные инвестиции Panasonic в проект не раскрываются, однако суммарно вместе с Национальным фондом развития Тайваня и несколькими другими организациями японская корпорация выделила на развитие Gogoro более 130 млн долларов США. Это стало самым существенным финансовым вливанием в проект, который с момента своего основания в 2011 году привлек более 180 млн долларов США.
Лоран Абади, глава компании Panasonic Europe, отмечает, что хотя переход на электротранспорт – это часть глобального тренда, в Азии и Европе действуют две совершенно разные бизнес-модели продвижения Gogoro.
«В Берлине – это что-то типа аренды велосипеда. Вы можете взять скутер в одном пункте выдачи, какое-то время попользоваться им и затем вернуть его в другой удобный вам пункт. На Тайване скутер – собственность владельца. Вы можете приехать на станцию заправки, которые располагаются чуть ли не в продуктовых супермаркетах, и заменить разрядившиеся батареи на «свежие». Причем вам еще посоветуют особый тип аккумуляторов, соответствующих вашему стилю вождения – будь вы гонщиком или спокойным водителем, путешествующим на длинные расстояния. Это возможно, т.к., в скутере предусмотрен «умный» функционал для контроля и оптимизации энергопотребления», – говорит Абади.
Внутри аккумуляторного отсека Gogoro установлены 25 сенсоров, которые с периодичностью в 10 минут передают данные о состоянии батарей в облако. Обмен информацией между аккумулятором и скутером осуществляется с помощью технологии NFC, а с телефоном владельца – по Bluetooth. Сенсоры также собирают данные о поведении водителя на дороге, чтобы оптимизировать расход энергии. На одном заряде смарт-скутер проезжает до 60 миль (96,56 км).
По мнению Лорана Абади, проект шеринга умных электроскутеров ориентирован преимущественно на теплое время года:
«В зимнее время такие проекты, особенно с велосипедами, вынужденно сокращаются. Этот вариант для лета, когда тебе не нужно искать парковку и прочее. Появление умных электроскутеров – часть этой глобальной тенденции, поскольку многие в мире озабочены возможностями сокращения выбросов CO2. Пожалуй, единственной доступной сегодня технологией, которая не наносит серьезного вреда природе и не провоцирует выбросы углеводородов, остается электрификация. Есть еще специфические технологии, типа водородных топливных ячеек, которые также могут использоваться, но инфраструктура, которая бы снабжала автомобили водородом, пока отсутствует. Ее создание потребует колоссальных инвестиций, так что в краткосрочной перспективе на это не решится ни один производитель. Электрификация, аккумуляторы, гибриды и электрокары – вот наше будущее».