in

Ограничит ли НКРЭ продажу бойлеров и обогревателей в Украине?

На прошлой неделе в Министерстве экономического развития и торговли состоялось первое заседание рабочей группы по разработке Комплексной программы поддержки электротранспорта в Украине. Поскольку мы в вопросе построения рынка электро-авто-транспорта не первопроходцы, то пригласили экспертов из других стран, у которых есть как положительный, так и отрицательный опыт внедрения таких инноваций.

50d81a7e8b41f

Одним из экспертов был эстонец Юри Тамм – человек, который популяризирует идею перехода на электромобили и ежегодно проводит ралли на электрокарах. Он рассказал философскую историю о том, что когда только “вынашивал” идею такого мероприятия, его раскритиковали абсолютно все, и абсолютно все сказали, что это невозможно. Когда он, огорченный, в очередной раз вышел с авторитетным итальянским коллегой с совещания, тот сказал ему: “У тебя все выйдет, потому что ты ничего не знаешь про ралли, ничего не знаешь про электромобили и ничего не знаешь про энергетику”.

Иногда незнание – это двигатель прогресса. Оно ломает клише и шаблонность. У нас есть некоторая зашоренность, которая не позволяет полностью вписаться в нашу жизнь новых технологиям. Но всякий раз, когда кто-то бьет меня по рукам или пытается “подрезать крылья”, я вспоминаю слова Генри Форда: “Если ты думаешь, что у тебя выйдет, или если ты думаешь, что у тебя не выйдет, в обоих случаях ты прав”.

К чему это я… На заседании рабочей группы нам всем, энтузиастам, которые вопреки всем обстоятельствам пытаются создать условия для развития экологического транспорта, начальник Управления стратегического планирования и развития энергетических рынков НКРЭ заявил, что переход на электротранспорт в Украине невозможен, поскольку к этому не готова инфраструктура. Я очень уважаю его авторитетное мнение и не поддаю никаким сомнениям слова о том, что “наши сети рассчитаны на определенную структуру потребления электроэнергии, и если сразу пойдет массовое развитие частного электромобильного транспорта, то могут возникнуть проблемы с обеспечением электроэнергией”. Мне кажется, что чиновник, который отвечает за стратегическое планирование и развитие энергетических рынков, должен говорить не о том, почему это невозможно, а о том, что нужно сделать, чтобы это стало возможным.

Собственно, для этого нас всех там и собрали. По-моему, для украинских энергосистем критическим может стать показатель, когда доля электромобилей составит 5-10% всех частных автомобилей. Но, по нашему мнению, для украинской экономики будет очень позитивным, когда благодаря переходу на электротранспорт в стране снизится потребление импортированных нефтепродуктов, и показатель негативного торгового сальдо снизится на четверть. Как по мне, это хороший стимул для НКРЭ заниматься развитием энергетических рынков, а не критикой. И мне в этом контексте интересно, готовы ли киевские электросети к тому количеству бойлеров и обогревателей, которыми киевляне запаслись к зиме? И если не готовы, то что нужно делать – развивать инфраструктуру или вводить государственное регулирование на продажу бойлеров?

Сегодня у нас есть несколько фактов, которые могут вдохновить чиновников НКРЭ готовить инфраструктуру Украины к переходу на электротранспорт:

  • сальдо импорта нефтепродуктов составило 40% от общего негативного сальдо торговли товарами в 2013 году. Украина импортирует около 70% бензина и 80% дизельного топлива. Сейчас больше 60% в структуре импорта энергоносителей приходится на Россию;
  • Украина экспортирует около 10 млрд кВт/ч ежегодно. Американские исследователи подсчитали, что при среднем ежедневном пробеге в 65 км электромобиль будет потреблять около 5400 кВт/ч электроэнергии в год. Даже если считать, что каждый десятый автовладелец решит пересесть на электрокар (что пока не является ближайшей перспективой), то годовое потребление электроэнергии на внутреннем рынке увеличится всего на 4 млрд кВт/ч. Но вопрос даже стоит задавать не в плоскости замещения экспорта собственным потреблением, а в плоскости загрузки собственной генерации, в частности, атомной, которая сейчас работает на 55% мощности;
  • среднестатистический автомобиль выбрасывает 3 тонны углекислого газа в год. В масштабах страны это почти 24 млн тонн углекислого газа в год только от легковых автомобилей. Электрокары являются экологичным транспортом и ничего не выбрасывают в атмосферу. По данным Всемирной организации здравоохранения, от болезней, связанных с загрязнением окружающей среды, в прошлом году умерло 7 млн человек.

Думаю, этих аргументов достаточно для того, чтобы не искать причины, почему невозможно, а взять на себя ответственность. Это сложнее, чем отписаться о неготовности инфраструктуры, но эти вызовы диктует время. Когда на смену мобильным телефонам пришли смартфоны, операторы не говорили, что они не готовы выпускать микросимки, они их начали обрезать в сервисных центрах. Сегодня в Украине не созданы соответствующие условия для развития электрокаров. Но они будут созданы. Пока что в мире электрокары дороже автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Но технологии в этом направлении развиваются очень быстро. Уверен, уже через год-два будут изобретены такие решения, которые дадут возможность заряжать аккумуляторы в более короткие сроки, а автомобиль будет иметь очень конкурентную цену. И тогда украинцы, подсчитав свои деньги, будут выбирать электромобили, не интересуясь у НКРЭ, как они оценивают готовность сетей. Поэтому лучше, чтобы они были к этому моменту готовы…

евту

Константин Евтушенко
Бизнесмен, общественный деятель

Источник: lb.ua

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Подобається контент? Підтримай Autogeek на Patreon!
Become a patron at Patreon!

One Comment

Leave a Reply

    Залишити відповідь

    Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

    Ralph Lauren сделали часы, вдохновленные Bugatti

    BMW i8 – сразу две версии тюнинга