Все мы прекрасно помним, с чего вообще началась история сетевых электрозаправок в Украине. С того дня, когда сеть АЗК ОККО установила и запустила в работу сразу 34 зарядные станции для электромобилей на базе своих заправок.
Партнером запуска тогда выступила организация Tesla Club Ukraine во главе с Назаром Шимоне-Давида, на базе которой впоследствии была создана компания Go To-U, которая взяла сеть под свое “крыло”.
Как неоднократно заявлял сам Назар, их концепция развития подразумевает, что все зарядные станции их партнерской сети должны быть бесплатными для владельцев электромобилей.
“Мы всегда поддерживали идею, что зарядная станция AC – это дополнительное удобство. Это как Wi-Fi или кондиционер в жару. Почему? Все просто: ОККО может заработать значительно больше, продавая хот-дог с кофе, чем получать 15 грн за час зарядки, и это при условии, что доходом не нужно делиться с другим провайдером, который на самом деле является конкурентом”, – отмечает Назар Шимоне-Давида.
Но в начале этой недели что-то пошло не так. Назар опубликовал большой пост на своей странице в Facebook, где описал довольно странный случай, который произошел с одним из автовладельцев.
“В прошлый четверг мы получили уведомления от нашего друга: одну из зарядных станций на ОККО (Чабаны при въезде в Киев) демонтировали во время зарядки автомобиля его жены, и при этом забрали кабель собственника. Как оказалось, зарядку демонтировали по заказу компании ТОКА. В пятницу пробовали выяснить дистанционно, и установили, что ТОКА, которая называет себя первой национальной сетью заправок, “выиграла тендер”, объявленный еще в апреле, и который был приостановлен на этапе уточнений.
Как объяснили в отделе маркетинга, “ее демонтировали для проверки возможности усовершенствования зарядных устройств компанией ТОКА”.
Как единственный и официальный дилер зарядных станций KEBA в Украине, сообщаем: после вмешательств в электронику зарядных устройств KEBA они не будут больше иметь сертификацию Z.E.Ready от Renault (кстати, благодаря таким зарядкам в Украине, компания и начала официальные продажи линейки электромобилей у нас). Модель KEBA P20 можно только дистанционно включать-выключать, но измерять силу тока или управлять процессом зарядки путем срыва пломб не удастся. Как компания собирается “усовершенствовать” зарядные станции – непонятно.
В своей записи Назар приводит переписку с клиентом, который попал в эту ситуацию.
“К сожалению, мы вынуждены сообщить, что расцениваем такие действия, как особо негативные и вредительские. Нам не известно, когда вернут зарядное устройство, сможет ли он исправно работать и сможем ли мы гарантировать качественное обслуживание в ближайшее время. До момента получения официального ответа ОККО, рекомендуем не рассчитывать на подзарядки на станциях ОККО и использовать другие наши заведения партнеров платформы Go To-U”, – написал Назар.
При этом, он предположил, что угроза нормальному функционированию электрозаправок, установленных на сети АЗК ОККО исходит от людей, которые считают, что зарядные устройства на 22 кВт должны быть платными.
“Устанавливая платные зарядные станции, они считают нас конкурентами и обвиняют в убыточности своего бизнеса. Очевидно, зарядные станции на ОККО очень им не нравились, потому ждите неприятных новостей”, – отметил он.
К сожалению, под записью у Назара не появилось комментариев от героев публикации. Автор записи воспользовался возможностями настроек Facebook и заблокировал такую возможность для тех, кто у него не в друзьях. Но объяснил, зачем предал ситуацию огласке.
AUTOGEEK обратился за комментарием в компанию “Галнафтогаз”, которой принадлежит сеть АЗК ОККО. Ответ нам предоставили, но и он не особо прояснил ситуацию.
“Вопрос, мы так понимаем, в том, планируем ли мы сокращать количество устройств? Сеть АЗК ОККО не планирует сокращать количество или убирать со своих заправок станции для зарядки электромобилей. Сейчас у нас уже установлены и работают больше 40 устройств. Помимо других наших сервисов, водители электромобилей могут зарядить свои электромобили бесплатно. Заряжаться на АЗК ОККО могут электромобили всех марок. Мы не просто не уменьшаем количество зарядных устройств на наших АЗК, а планируем расширить покрытие услугой и устанавливать новейшее оборудование.
В 2012 именно в сети ОККО в Украине появилась первая зарядка для электромобией. С этого времени наша компания постоянно оборудует свои заправки, которые расположены на оживленных автотрассах и больших городах, устройствами для подзарядки электромобилей. Мы хотим, чтобы водители могли подзарядиться в дороге, путешествуя в любом направлении. К тому же, создаем максимум удобств для клиентов. Зарядные устройства установлены на тех АЗК ОККО, где есть рестораны A la minute, Pasta Mia или Hot cafe большого формата, чтобы пока машина заряжается, водитель смог отдохнуть”, – ответили “Автогику” в компании “Галнафтогаз”.
На уточняющий вопрос AUTOGEEK, в чьей собственности находятся электрозаправки под брендом Go ToU, в компании “Галнафтогаз” ответили так:
“Оборудование находится в нашей собственности, коллеги предоставляли нам сервисное обслуживание. Касательно смены провайдера – рассматриваем предложения, окончательно вопрос не решен”..
Нам также удалось связаться с компанией ТОКА. И хотя официальную позицию обещали предать огласке не раньше пятницы, вот, что рассказал нам генеральный директор компании ТОКА Стефан Благовисный:
“На данный момент ситуация выглядит так. Компания ОККО пригласила нас принять участие в конкурсе на развитие сети современных электрозаправок, которые могли бы быть подключены к общей сети. Последнее уточнение важно, поскольку нынешние зарядные станции не имеют соответствующего оборудования (“мозгов”), и это доставляет ряд неудобств для клиентов компании. Невозможно достоверно узнать, используется зарядка в данный момент или нет. Это существенный минус при планировании поездок на электромобиле. Мы с удовольствием это приглашение приняли и заявили о готовности проводить соответствующие работы. Но появление поста у Назара считаю странным и некорректным. Тем более, что в этом конкурсе он тоже участвовал со своей компанией”.
По словам Стефана, в ближайшее время появится официальная позиция компании, которую мы обязательно опубликуем. Нам эта тема кажется очень интересной.
Евгений Муджири, основатель блога autogeek.com.ua