Японская компания не первый год наращивает усилия по сбору использованных аккумуляторов от гибридов Toyota и Lexus. Например, при замене батареи официальные сервисные центры могут получить новую, только предоставив старую. Батареи направляются на переработку либо им подбирается новое стационарное применение. В частности, Toyota Motor Europe отрапортовала, что процент возврата отслуживших своё тяговых аккумуляторов — 91%. Новая цель — стопроцентный сбор.
Тойота собирает для повторного использования или утилизации как никель-металлогидридные, так и литиевые аккумуляторы вроде этого блока от модели Prius Plug-in.
Японцы полагают, что после 2020 года в одной только Японии на десятках тысяч гибридов или электрокаров ежегодно будут заменяться аккумуляторы, а отслужившие свой срок — попадут на зарождающийся рынок старых батарей. Их дальнейшая судьба может складываться по трём сценариям. Это либо «вторая жизнь» (не на транспорте, а в других областях), либо переделка под новые задачи, или полная разборка с целью извлечения вторсырья.
Стопроцентный показатель труднодостижим. Но приблизиться к нему реально, если договариваться с компаниями, занятыми утилизацией машин и аккумуляторов в частности. Так, с двумя такими фирмами Toyota только что продлила до 31 марта 2018 года ранее заключённые договоры. Это французская SNAM и бельгийская Umicore N.V., которые принимают на переработку батареи от Приусов и других гибридов.
Интересный пример повторного использования литиевых батарей в прошлом году продемонстрировала компания Nissan. В рамках совместного предприятия 4R Energy Corporation (партнёрами в нём являются корпорация Sumitomo и Nissan) она построила большой буферный накопитель на основе десятков снятых с машин литиевых аккумуляторов. После пяти лет или 100 000 км пробега в таких батареях остаётся около 70% начальной ёмкости. В моделях вроде хэтчбека Leaf они работали уже неважно, зато отлично сгодились для гигантской солнечной электростанции близ Осаки.
Такие источники, как солнце и ветер, выдают электричество неравномерно, да и в потреблении есть свои пики и спады. Промежуточный накопитель необходим. Правда, даже использованные литиевые батареи — всё ещё недешёвое решение. Однако лет через пять подобные накопители (как на фото) станут обычным делом, полагают в Ниссане. К слову, в минувшем году компания объявила и цену на новый тяговый аккумулятор для Лифа — $5,5 тысяч, не считая работы по замене (обсуждается и программа по выдаче батарей в рассрочку). Цена сформирована как раз с расчётом на то, что снятый с легковушки блок «вернётся домой» — для переработки на вторсырьё или какого-либо повторного использования.
Источник: drive.ru