Системы помощи водителю могут спасать жизни людей. Порой предупреждающего сигнала и отображения кофейной чашки на приборной панели достаточно, чтобы напомнить человеку за рулем о необходимости остановиться и отдохнуть во время длительной поездки.
Около 680 тысяч из 2,95 миллионов выпущенных в Германии в 2013 году новых автомобилей (то есть практически каждый четвертый) оснащены системой контроля усталости и могут помочь водителю избежать ДТП.
Именно поэтому данная система чаще других систем помощи водителю устанавливается на новые автомобили. К такому выводу пришла компания Bosch в результате анализа основных систем наиболее популярных моделей авто всех ценовых сегментов, основанном на данных статистики регистрации новых авто в Германии в 2013 году.
Значение систем помощи водителю растет
«Системы помощи водителю – это обязательный шаг на пути к глобальной цели снизить уровень смертности на дорогах до «нуля», – отметил Герхард Штайгер (Gerhard Steiger), президент подразделения Bosch Chassis Systems Control.
Эта же цель находит свое отражение и в рейтинге безопасности новых авто Euro NCAP, который способствует развитию систем предупреждения аварийного торможения и систем контроля движения по полосе. Все это оказывает влияние на объемы производства датчиков, необходимых для работы этих систем:
«Ожидаемый объем реализации радаров и видеокамер компании Bosch в 2014 году составляет более двух миллионов, что вдвое превосходит показатели прошлого года», – комментирует г-н Штайгер.
Ниже в порядке возрастания количества установок на новые авто приведены 6 самых современных систем помощи водителю.
6. Адаптивный круиз-контроль (ACC) и его усовершенствованная версия ACC Stop & Go устанавливается в 4% новых автомобилей
ACC (адаптивный круиз-контроль) обеспечивает возможность спокойного вождения даже в условиях интенсивного транспортного потока: система обрабатывает информацию с радара и позволяет поддерживать заданную безопасную дистанцию до движущегося впереди автомобиля. Ускорение и торможение автомобиля происходит автоматически, благодаря чему система позволяет регулировать скорость движения транспортного потока при плавном и экономичном вождении.
В более продвинутой версии Stop&Go круиз-контроль может снижать скорость движения авто в пробке, вплоть до полной остановки. В автомобилях с автоматической коробкой передач система запускает двигатель по мере того, как восстанавливается движение транспортного потока в пробке. Это, в итоге, освобождает водителя от изнуряющих однообразных действий, и он может сохранять бдительность дольше. В 4% новых автомобилей, зарегистрированных в Германии в 2013 году, имеется адаптивный круиз-контроль ACC или ACC Stop&Go.
Расширение ассортимента компании за счет более экономичных датчиков, таких как среднечастотные радары, компания Bosch способствует внедрению на рынок и популяризации систем ACC и ACC Stop&Go, доступных даже для малолитражных и малогабаритных автомобилей.
5. Система распознавания дорожных знаков
От знаков ограничения скорости до зон действия знака «обгон запрещен»: 4% новых автомобилей, выпущенных в 2013 году, оснащены системой распознавания дорожных знаков, которая упрощает задачу водителей при движении в городской черте с множеством дорожных знаков. Видеокамера считывает дорожные знаки и отображает соответствующую информацию в виде символов на приборную панель водителя.
Помимо встроенной в транспортные средства системы распознавания дорожных знаков компания Bosch разработала бесплатное приложение для смартфонов. Приложение myDriveAssist, доступное для скачивания как в App Store, так и в Google Play, использует для распознавания дорожной разметки встроенную камеру смартфона.
4. Система контроля движения по полосе установлена в 10% новых автомобилей
Системы контроля движения по полосе установлены в 10% новых автомобилей, зарегистрированных в 2013 году. Существует 3 типа систем.
1. Система оповещения о нарушении разметки позволяет предупредить несчастные случаи, информируя водителя, например, вибрацией руля по мере того, как водитель невзначай нарушает разметку.
2. Система соблюдения движения в полосе имеет еще более широкий функционал – по мере приближения авто к разметке система плавно «подруливает» в противоположную сторону.
3. Для сравнения, система помощи при перестроении мониторит дорожную ситуацию вокруг автомобиля. Горящая лампочка на боковом зеркале предупреждает водителя о стремительно приближающемся сзади другом автомобиле или о наличии другого авто в «мертвой зоне». Согласно данным немецкого центра исследования происшествий GIDAS, системы контроля движения по полосе позволяют предотвратить порядка 28% ДТП, причиной которых стало ненамеренное нарушение полосы движения.
3. Автоматическая система аварийного торможения – 11% новых автомобилей
Самыми тяжелыми считаются ДТП, причиной которых стало несоблюдение дистанции между автомобилями, когда одна машина «догоняет» другую. Особенно если в происшествии участвуют пешеходы или велосипедисты. Автоматическая система экстренного торможения помогает предотвратить или, по крайней мере, смягчить последствия таких столкновений. Когда система идентифицирует возможное препятствие, тормозная система получает сигнал аварийной остановки или же система аварийной остановки срабатывает автоматически, если реакции от самого водителя не последовало.
Этот вид упреждающей защиты пешеходов войдет в перечень обязательных квалификационных требований для получения 5 звезд в рейтинге Euro NCAP уже в 2016 году. Преимущества системы уже ясны: можно было бы предотвратить до 3/4 всех ДТП с пострадавшими в Германии (72%), если бы транспортные средства участников происшествий были оборудованы автоматической системой аварийного торможения. В 2013 году эта система была установлена на 11% новых автомобилей.
2. Интеллектуальное управление фарами – 20% новых автомобилей
Цель установки системы интеллектуального управления фарами – отличная видимость на дороге. В ночное время или при движении в туннеле включение и выключение фар ближнего света происходит автоматически. Если система не распознает автомобилей, движущихся впереди или по встречной полосе, происходит автоматическое включение фар дальнего света (при условии, что движение происходит не в населенном пункте).
Кроме того, система интеллектуального управления фарами может изменять направление светового пучка по направлению движения, а также автоматически регулировать переключение дальнего и ближнего света. В результате, водитель авто получает наилучшее освещение дороги и при этом не слепит встречные машины. В 2013 году этой системой были оснащены 20% новых авто.
1. Система предупреждения усталости – 23% новых автомобилей
Полусонное состояние, снижение концентрации и усталость за рулем чрезвычайно опасны и являются причиной многих ДТП. Первые признаки этих состояний могут фиксироваться на ранних стадиях: уставшие водители, утратившие концентрацию, менее точно придерживаются правил дорожного движения, и их действия нуждаются в более частой коррекции. Система предупреждения усталости от Bosch постоянно анализирует поведение водителя, сопоставляя показания датчика угла поворота и электроусилителя руля с нормативными характеристиками степени усталости водителя.
Система также регистрирует любые резкие и неуверенные действия. Сопоставление с дополнительными параметрами (такими как, время в пути и время суток) позволяет системе распознавать признаки появления усталости. После чего система подает звуковой или визуальный сигнал водителю о необходимости сделать остановку и отдохнуть. В 2013 году система предупреждения усталости была установлена в 23% новых авто.
Компания Bosch, как один из крупнейших поставщиков в автомобильной отрасли, производит весь ассортимент систем помощи водителю. Разработки систем ABS и ESP заложили основу для повышения безопасности на дорогах и снижения количества ДТП. Система ESP также служит базовой технологией для систем автоматизации управления автомобилем. Сенсоры, которые используются в современных авто, постепенно учатся анализировать ситуацию на дороге.
Компания Bosch на протяжении многих лет производит радары и видеокамеры. Теперь же, благодаря мощным компьютерам системы помощи водителю позволяют мгновенно реагировать на изменения обстановки и способны управлять автомобилем не хуже первоклассного водителя.
Напомним, компания Fujitsu представила собственную разработку, задачей которой является определение сонливости автомобилистов. Система, названная FEELythm, проектировалась приблизительно 10 лет.