Menu
in ,

Типы зарядных станций и разъемов: что нужно знать перед покупкой электромобиля

Перед покупкой электромобиля потенциальному владельцу стоит познакомиться с целым рядом особенностей – ёмкостью аккумулятора, запасом хода, и основными типами зарядных станций и разъемов зарядных устройств

Последнее – важнейший фактор, способный повлиять на решение купить электрокар, или стать причиной отказа от покупки.

Касается это и украинцев, которые часто сталкиваются и с отсутствием инфраструктуры электрозаправок за пределами городов, и с совместимостью технологий восстановления заряда аккумулятора.

Иногда решить проблему помогает переходник – но лучше всё-таки купить авто, разъёмы которого совместимы с украинскими зарядными станциями.

Типы зарядных станций

Стандарт зарядки – не менее важная особенность, чем размеры салона и технические характеристики. Тем более что выбрать параметры сравнительно просто, заранее зная свои предпочтения и финансовые возможности.

Со стандартами зарядных устройств и подходящих к ним электрозаправок всё намного сложнее.

Электрокары разных производителей комплектуются своими вариантами разъёма. И не обязательно, что встреченная на пути заправка будет оборудована устройством подходящего типа.

Избежать проблем украинский водитель может, пользуясь специальными сайтами и мобильными приложениями. На них обозначены электрозаправки по всей стране и зарядные станции, ближайшие к автомобилю.

Для каждой точки можно узнать адрес и виды поддерживаемых стандартов, иногда – узнать цену, познакомиться с отзывами и фотографиями других пользователей.

Американские стандарты

Первые стандарты электрических зарядок появились в Соединённых Штатах. В этой стране зарядные станции делят на три типа – Level 1, 2 или 3.

Электрозаправки первого уровня – обычные устройства, похожие на бытовые зарядки переменного тока. С их помощью можно за час зарядить электромобиль для поездки всего на 20-40 км. Большинство электрокаров заряжаются на такой станции 8-12 часов.

Зарядки типа AC Level 2 представляют собой станции, которые подключаются к обычной электросети. Скорость примерно вдвое выше по сравнению с первым уровнем.

Среднее время восстановление заряда аккумулятора – 4-6 часов. К этому типу относится большая часть современных американских станций.

Тип Level 3 – быстрая зарядка постоянного тока с напряжением 480В и мощностью до 135 кВт. Редко встречается в европейских странах, в том числе, в Украине. Предназначена, в первую очередь, для автомобилей Tesla, аккумулятор которых заряжается всего за 30-40 минут на 80%.

Европейская классификация

В Европе можно встретить зарядные станции, которые делятся на 4 разновидности – уже не по уровню, а по режиму:

  • Mode 1. Самая маломощная станция, способная питаться от бытовой электросети. Время подзарядки электрокара с его помощью – до 10-12 часов. Соответствует американскому типу Level 1 и почти не применяется для современных электромобилей.
  • Mode 2. Стандартная зарядная станция переменного тока, которую применяют и в быту, и на электрозаправках. Подходит для электромобилей практически любого типа, с традиционным разъёмом и системой защиты внутри кабеля. Время зарядки стандартного электрокара – до 8 ч.
  • Mode 3. Самый мощный режим для зарядных станций с переменным током. Совместим с разъёмами типа Type 1 (SAE J1772) для однофазных цепей и Type 2 – для трёхфазных. Время зарядки может достигать от нескольких минут до 3-4 часов.
  • Mode 4. Скоростная зарядка, использующая уже не переменный, а постоянный ток. Время восстановления ёмкости аккумулятора среднего электрокара – полчаса до 80%. Цена таких станций достаточно высокая, и в Украине они встречаются редко.

Отдельный тип, примерно соответствующий самым мощным американским электрозаправкам Level 3 – зарядные станции Tesla Supercharger. Применяются только для автомобилей марки «Тесла», заряжают аккумулятор на 50% всего за 20 минут и на 80% за 40 минут. Оставшиеся 20% требуют ещё 35-40 минут подключения к станции. Максимальная мощность заправок – 135 кВт постоянного тока.

Типы разъёмов

В настоящее время, несмотря на то, что электромобили уже серийно выпускаются больше 10 лет, не существует единого стандарта ни зарядных станций, ни разъёмов.

Европейские автопроизводители чаще применяют зарядки типа Mennekes и CHAdeMО, американские – CCS Combo и SAE J1772

Есть свои стандарты в Китае, а некоторое время назад отдельным типом пользовались японские компании.

Причины для такой ситуации заключаются в том, что каждый разработчик был уверен – именно его вариант разъёма и зарядной системы будет лучше и выиграет гонку технологий.

Правда, из-за этого появляются проблемы у автовладельцев, решивших пересесть на экологичный транспорт. Особенно, если требуется зарядить аккумулятор электрокара быстро, а не с помощью обычной сети.

Для решения проблем на американских электрозаправках появились устройства, совместимые с европейскими стандартами, а в Европе – станции, к которым можно подключить электрокар с разъёмом, характерным для Китая или США.

Кроме того, ведутся разработки, которые позволят выпустить один общий стандарт вместо китайского GB/T и европейского CHAdeMO. А компания Tesla собирается выпускать автомобили Model S и X с разъёмами, подходящими к зарядным станциям в КНР.

Type 1 (J1772)

В 2009 году американские разработчики из организации SAE создали и ввели в эксплуатацию 5-тиштырьковый разъём стандарта J1772.

Он предназначался для зарядки аккумуляторов электротранспорта от обычной сети переменного тока 220В. Максимальная мощность – 7,2 кВт.

Сначала стандарт использовался только в США и Японии, однако до 2016 года вышло несколько европейских моделей с таким разъёмом. Модифицированный стандарт позволяет заряжать аккумуляторы с использованием мощности 90 и даже 240 кВт (сила тока 450 и 600 А, соответственно).

Список электрических автомобилей, использующих разъём Type 1 (J1772), включает:

  • Audi A3 Sportback E-tron, поддерживающую мощность зарядки до 3,7 кВт;
  • старые версии BMW i3, которые можно было заряжать с мощностью до 6,6 кВт;
  • BMW i8, 330e и X5e – 3,7 кВт;
  • Mercedes Benz C-Class C 350 e и S500 e – 3,7 КВт;
  • Nissan Leaf 24 и 30, заряжавшиеся с мощностью 6,6 кВт около 4 и 5 часов, соответственно;
  • гибриды Porsche Cayenne и Panamera, поддерживающие мощность 3,6 кВт.

Type 2 (Mennekes)

С января 2013 года в соответствии с планами Европейской комиссии развития экологичного транспорта был принят новый стандарт разъёмов для электромобилей.

Его назвали Type 2 или Mennekes, по названию компании-разработчика. Этот тип считается стандартным и самым распространённым в Европе.

Для однофазной сети максимальная мощность не отличается от Type 1 – 7,4 кВт. Для трёхфазной (380В) поддерживается 43,5 кВт. Модифицированная в США версия Type 2 позволяет заряжать автомобили Tesla с мощностью 120 кВт.

К автомобилям, которые можно заряжать через разъём Type 2, относят:

  • Hyundai Ioniq – мощность зарядки 6,6 кВт;
  • Kia Soul EV – 6,6 кВт;
  • Opel Ampera-e, поддерживающая только 7,2 кВт (однофазное подключение);
  • Renault Zoe с возможностью зарядки с мощностью 22 кВт;
  • предназначенные для Европы Tesla Model S и Model X – 11 или 16,5 кВт;
  • американские Tesla – до 120 кВт.

CHAdeMО

Стандарт быстрой зарядки, который поддерживают автоконцерны Nissan, Mitsubishi, Subaru и Toyota («Ассоциация CHAdeMO»).

Принят в 2010 году, а его название расшифровывается как «charge de move» (фр. «зарядись для движения»).

Мощность зарядных станций, использующих постоянный ток, составляет 50-200 кВт, а аккумулятор заряжается на 80% в течение получаса.

В 2018 году ассоциация опубликовала информацию о создании нового протокола CHAdeMO 2.0, позволяющего заряжать электрокары с мощностью до 400 кВт. Это должно заметно увеличить скорость зарядки, которая у большинства электрозаправок пока не превышает 50 кВт.

Разъёмы CHAdeMO можно увидеть на таких авто:

  • Kia Soul EV – 50 кВт;
  • Nissan Leaf 1 и 1.1, Nissan e-NV200 – те же 50 кВт;
  • Citroen Berlingo – до 50 кВт;
  • Renault ZOE ZE – 43 кВт;
  • Daimler Smart ED и европейская версия старой Tesla Model S – 22 кВт;
  • Mercedes B250E – 11 кВт.

CCS Combo

Универсальный стандарт разъёмов для быстрой зарядки, главный европейский конкурент CHAdeMO.

Первое поколение поддерживает мощность до 80 кВт при силе тока до 400В, второе – до 350 кВт (до 1000 В).

Стандарт используется с 2012 года, когда 8 корпораций (Audi, Chrysler, BMW, Daimler, Ford, General Motors, Porsche и Volkswagen) договорились об использовании на своих автомобилях разъёмов CCS Combo.

Разъём позволяет заряжать аккумуляторы разными способами – медленно, но от бытовой зарядки, быстро через специальный разъём или с высокой скоростью и с помощью внешнего устройства. Преимущества стандарта – возможность подключения к обычным сетям.

Стандарт и скорость зарядки на мощности до 50 кВт поддерживается такими авто:

  • Volkswagen e-Golf и ID;
  • KIA Niro;
  • Hyundai eSUV;
  • Daimler EQ;
  • Focus Electric.

GB/T

Разъём GB/T или GBT предназначен исключительно для китайского рынка, хотя поддерживающие его зарядные станции можно встретить в США и Европе.

Создавался он одновременно с изобретением первых серийных китайских электромобилей с начала 2010-х годов и разработан на базе порта Type 2.

Визуально GB/T на самом деле напоминает Mennekes, но не совместим с ним, поэтому требует использования других зарядных станций.

К 2020 году ассоциация CHAdeMO и китайский Совет по электричеству собираются выпускать автомобили с общим типом разъёма, который будет полностью совместим со старыми стандартами.

Технические характеристики нового порта – поддержка мощности до 900 кВт при токе до 600 А и напряжении 1,4 кВ, время зарядки аккумулятора среднего авто до 80% – не больше 15 минут. Рабочее название прототипа, который пока только готовится к выходу на рынок – ChaoJi.

Китайские модели с таким стандартом зарядки почти не встречаются на территории Украины, но в их списке можно найти:

  • Zotye E200 EV и Z500 EV;
  • JAC iEV6E;
  • DongFeng E30L;
  • BYD E6.

Ещё один стандарт, ChaDemo, предполагал высокую скорость зарядки – до 50 кВт. Однако поддерживался он только некоторым японскими электрокарами. Впоследствии производители, поддерживающие ChaDemo, в основном, перешли на CCS Combo.

Отличие быстрой, ускоренной и скоростной зарядки

Стандартные зарядные станции используют для зарядки аккумулятора электромобиля переменный ток.

Если используется однофазная сеть, максимальное напряжение может достигать только 220В, а мощность не превышает 7,4 кВт.

Однако таких показателей мало для современного электромобиля с запасом хода не меньше 200 км.

Заряжать его для поездки придётся всю ночь, а днём время ожидания составит не меньше 5 часов. Поэтому для зарядки применяется трёхфазная сеть.

Электросеть с напряжением 380В позволяет зарядить аккумулятор электромобиля в несколько раз быстрее. При одинаковой с однофазными розетками силе тока в 16А мощность зарядки повышается до 10,5 кВт, максимальное значение – 43,5 (50) кВт.

Время зарядки от переменного тока – не больше 6 часов даже для автомобилей со значительным запасом хода. Однако такую зарядку всё равно нельзя назвать «скоростной». Она только «ускоренная», и подходит только в тех случаях, когда у водителя электрокара есть несколько часов времени, или автомобиль подключён к сети в домашних условиях.

По-настоящему скоростная зарядка выполняется с помощью постоянного тока. Для этого используются специальные батареи, установленные на зарядных станциях.

Отсутствие необходимости преобразовывать переменный ток электросети в постоянный аккумулятора электромобиля позволяет сократить процесс в несколько раз.

Вместо 10-12 или даже 5-6 часов на восстановление ёмкости батареи электрокара тратится всего 30-40 минут.

Преимущества такой зарядки – высокая скорость. Но есть и недостатки, из-за которых технология пока не настолько распространена, как «медленные» и «ускоренные».

К ним относят невозможность зарядить с максимальной скоростью весь аккумулятор – только на 80%, после чего процесс замедляется до стандартных значений.

Кроме того, станции быстрой зарядки намного дороже в обслуживании, а батарея, которую постоянно заряжают таким способом, быстрее выходит из строя.

Поэтому рекомендуется использовать скоростную технологию только периодически, чередуя её с обычной подзарядкой от сети.

Модели популярных в Украине электромобилей

Модель Разъём Максимальная мощность зарядки, кВт
BMW i3 Type 2
CCS Combo 2
50
Opel Ampera-e Type 2
CCS Combo 2
50
Fiat 500e Type 2 22
Ford Focus Electric Type 2
CCS Combo 2
50
Hyundai Ioniq Electric Type 2
CCS Combo 2
50
Jaguar I-Pace Type 2
CCS Combo 2
50
Kia Soul EV Type 1
CHAdeMO
50
Mercedes-Benz B-Class Electric Type 2 22
Mitsubishi i-MiEV Type 1 6,6
Nissan e-NV200 Type 1
Type 2
22
Nissan Leaf Type 1
Type 2
CCS Combo 2
50
Renault Kangoo Z.E. Type 2 22
Renault ZOE Type 2 22
Smart ForTwo Electric Drive Type 2 22
Tesla Model S Type 2
Tesla Supercharger
120
Tesla Model X Type 2
Tesla Supercharger
120
Volkswagen e-Golf Type 2
CCS Combo 2
50

Украинские сети электрозаправок

Название сети РазъёмМощность заряда, кВт
STRUMType 222
CHAdeMO50
CCS Combo50
Go To-UType 222
TOKAType 222
CHAdeMO50
CCS Combo50
AutoEnterpriseType 17,2
Type 222
CHAdeMO50
VLS EnergyType 222
CHAdeMO50
CCS Combo50
Подобається контент? Підтримай Autogeek на Patreon!

Leave a Reply

Exit mobile version