Перед покупкой электромобиля потенциальному владельцу стоит познакомиться с целым рядом особенностей – ёмкостью аккумулятора, запасом хода, и основными типами зарядных станций и разъемов зарядных устройств
Последнее – важнейший фактор, способный повлиять на решение купить электрокар, или стать причиной отказа от покупки.
Касается это и украинцев, которые часто сталкиваются и с отсутствием инфраструктуры электрозаправок за пределами городов, и с совместимостью технологий восстановления заряда аккумулятора.
Иногда решить проблему помогает переходник – но лучше всё-таки купить авто, разъёмы которого совместимы с украинскими зарядными станциями.
Типы зарядных станций
Стандарт зарядки – не менее важная особенность, чем размеры салона и технические характеристики. Тем более что выбрать параметры сравнительно просто, заранее зная свои предпочтения и финансовые возможности.
Со стандартами зарядных устройств и подходящих к ним электрозаправок всё намного сложнее.
Электрокары разных производителей комплектуются своими вариантами разъёма. И не обязательно, что встреченная на пути заправка будет оборудована устройством подходящего типа.
Избежать проблем украинский водитель может, пользуясь специальными сайтами и мобильными приложениями. На них обозначены электрозаправки по всей стране и зарядные станции, ближайшие к автомобилю.
Для каждой точки можно узнать адрес и виды поддерживаемых стандартов, иногда – узнать цену, познакомиться с отзывами и фотографиями других пользователей.
Американские стандарты
Первые стандарты электрических зарядок появились в Соединённых Штатах. В этой стране зарядные станции делят на три типа – Level 1, 2 или 3.
Электрозаправки первого уровня – обычные устройства, похожие на бытовые зарядки переменного тока. С их помощью можно за час зарядить электромобиль для поездки всего на 20-40 км. Большинство электрокаров заряжаются на такой станции 8-12 часов.
Зарядки типа AC Level 2 представляют собой станции, которые подключаются к обычной электросети. Скорость примерно вдвое выше по сравнению с первым уровнем.
Среднее время восстановление заряда аккумулятора – 4-6 часов. К этому типу относится большая часть современных американских станций.
Тип Level 3 – быстрая зарядка постоянного тока с напряжением 480В и мощностью до 135 кВт. Редко встречается в европейских странах, в том числе, в Украине. Предназначена, в первую очередь, для автомобилей Tesla, аккумулятор которых заряжается всего за 30-40 минут на 80%.
Европейская классификация
В Европе можно встретить зарядные станции, которые делятся на 4 разновидности – уже не по уровню, а по режиму:
- Mode 1. Самая маломощная станция, способная питаться от бытовой электросети. Время подзарядки электрокара с его помощью – до 10-12 часов. Соответствует американскому типу Level 1 и почти не применяется для современных электромобилей.
- Mode 2. Стандартная зарядная станция переменного тока, которую применяют и в быту, и на электрозаправках. Подходит для электромобилей практически любого типа, с традиционным разъёмом и системой защиты внутри кабеля. Время зарядки стандартного электрокара – до 8 ч.
- Mode 3. Самый мощный режим для зарядных станций с переменным током. Совместим с разъёмами типа Type 1 (SAE J1772) для однофазных цепей и Type 2 – для трёхфазных. Время зарядки может достигать от нескольких минут до 3-4 часов.
- Mode 4. Скоростная зарядка, использующая уже не переменный, а постоянный ток. Время восстановления ёмкости аккумулятора среднего электрокара – полчаса до 80%. Цена таких станций достаточно высокая, и в Украине они встречаются редко.
Отдельный тип, примерно соответствующий самым мощным американским электрозаправкам Level 3 – зарядные станции Tesla Supercharger. Применяются только для автомобилей марки «Тесла», заряжают аккумулятор на 50% всего за 20 минут и на 80% за 40 минут. Оставшиеся 20% требуют ещё 35-40 минут подключения к станции. Максимальная мощность заправок – 135 кВт постоянного тока.
Типы разъёмов
В настоящее время, несмотря на то, что электромобили уже серийно выпускаются больше 10 лет, не существует единого стандарта ни зарядных станций, ни разъёмов.
Европейские автопроизводители чаще применяют зарядки типа Mennekes и CHAdeMО, американские – CCS Combo и SAE J1772
Есть свои стандарты в Китае, а некоторое время назад отдельным типом пользовались японские компании.
Причины для такой ситуации заключаются в том, что каждый разработчик был уверен – именно его вариант разъёма и зарядной системы будет лучше и выиграет гонку технологий.
Правда, из-за этого появляются проблемы у автовладельцев, решивших пересесть на экологичный транспорт. Особенно, если требуется зарядить аккумулятор электрокара быстро, а не с помощью обычной сети.
Для решения проблем на американских электрозаправках появились устройства, совместимые с европейскими стандартами, а в Европе – станции, к которым можно подключить электрокар с разъёмом, характерным для Китая или США.
Кроме того, ведутся разработки, которые позволят выпустить один общий стандарт вместо китайского GB/T и европейского CHAdeMO. А компания Tesla собирается выпускать автомобили Model S и X с разъёмами, подходящими к зарядным станциям в КНР.
Type 1 (J1772)
В 2009 году американские разработчики из организации SAE создали и ввели в эксплуатацию 5-тиштырьковый разъём стандарта J1772.
Он предназначался для зарядки аккумуляторов электротранспорта от обычной сети переменного тока 220В. Максимальная мощность – 7,2 кВт.
Сначала стандарт использовался только в США и Японии, однако до 2016 года вышло несколько европейских моделей с таким разъёмом. Модифицированный стандарт позволяет заряжать аккумуляторы с использованием мощности 90 и даже 240 кВт (сила тока 450 и 600 А, соответственно).
Список электрических автомобилей, использующих разъём Type 1 (J1772), включает:
- Audi A3 Sportback E-tron, поддерживающую мощность зарядки до 3,7 кВт;
- старые версии BMW i3, которые можно было заряжать с мощностью до 6,6 кВт;
- BMW i8, 330e и X5e – 3,7 кВт;
- Mercedes Benz C-Class C 350 e и S500 e – 3,7 КВт;
- Nissan Leaf 24 и 30, заряжавшиеся с мощностью 6,6 кВт около 4 и 5 часов, соответственно;
- гибриды Porsche Cayenne и Panamera, поддерживающие мощность 3,6 кВт.
Type 2 (Mennekes)
С января 2013 года в соответствии с планами Европейской комиссии развития экологичного транспорта был принят новый стандарт разъёмов для электромобилей.
Его назвали Type 2 или Mennekes, по названию компании-разработчика. Этот тип считается стандартным и самым распространённым в Европе.
Для однофазной сети максимальная мощность не отличается от Type 1 – 7,4 кВт. Для трёхфазной (380В) поддерживается 43,5 кВт. Модифицированная в США версия Type 2 позволяет заряжать автомобили Tesla с мощностью 120 кВт.
К автомобилям, которые можно заряжать через разъём Type 2, относят:
- Hyundai Ioniq – мощность зарядки 6,6 кВт;
- Kia Soul EV – 6,6 кВт;
- Opel Ampera-e, поддерживающая только 7,2 кВт (однофазное подключение);
- Renault Zoe с возможностью зарядки с мощностью 22 кВт;
- предназначенные для Европы Tesla Model S и Model X – 11 или 16,5 кВт;
- американские Tesla – до 120 кВт.
CHAdeMО
Стандарт быстрой зарядки, который поддерживают автоконцерны Nissan, Mitsubishi, Subaru и Toyota («Ассоциация CHAdeMO»).
Принят в 2010 году, а его название расшифровывается как «charge de move» (фр. «зарядись для движения»).
Мощность зарядных станций, использующих постоянный ток, составляет 50-200 кВт, а аккумулятор заряжается на 80% в течение получаса.
В 2018 году ассоциация опубликовала информацию о создании нового протокола CHAdeMO 2.0, позволяющего заряжать электрокары с мощностью до 400 кВт. Это должно заметно увеличить скорость зарядки, которая у большинства электрозаправок пока не превышает 50 кВт.
Разъёмы CHAdeMO можно увидеть на таких авто:
- Kia Soul EV – 50 кВт;
- Nissan Leaf 1 и 1.1, Nissan e-NV200 – те же 50 кВт;
- Citroen Berlingo – до 50 кВт;
- Renault ZOE ZE – 43 кВт;
- Daimler Smart ED и европейская версия старой Tesla Model S – 22 кВт;
- Mercedes B250E – 11 кВт.
CCS Combo
Универсальный стандарт разъёмов для быстрой зарядки, главный европейский конкурент CHAdeMO.
Первое поколение поддерживает мощность до 80 кВт при силе тока до 400В, второе – до 350 кВт (до 1000 В).
Стандарт используется с 2012 года, когда 8 корпораций (Audi, Chrysler, BMW, Daimler, Ford, General Motors, Porsche и Volkswagen) договорились об использовании на своих автомобилях разъёмов CCS Combo.
Разъём позволяет заряжать аккумуляторы разными способами – медленно, но от бытовой зарядки, быстро через специальный разъём или с высокой скоростью и с помощью внешнего устройства. Преимущества стандарта – возможность подключения к обычным сетям.
Стандарт и скорость зарядки на мощности до 50 кВт поддерживается такими авто:
- Volkswagen e-Golf и ID;
- KIA Niro;
- Hyundai eSUV;
- Daimler EQ;
- Focus Electric.
GB/T
Разъём GB/T или GBT предназначен исключительно для китайского рынка, хотя поддерживающие его зарядные станции можно встретить в США и Европе.
Создавался он одновременно с изобретением первых серийных китайских электромобилей с начала 2010-х годов и разработан на базе порта Type 2.
Визуально GB/T на самом деле напоминает Mennekes, но не совместим с ним, поэтому требует использования других зарядных станций.
К 2020 году ассоциация CHAdeMO и китайский Совет по электричеству собираются выпускать автомобили с общим типом разъёма, который будет полностью совместим со старыми стандартами.
Технические характеристики нового порта – поддержка мощности до 900 кВт при токе до 600 А и напряжении 1,4 кВ, время зарядки аккумулятора среднего авто до 80% – не больше 15 минут. Рабочее название прототипа, который пока только готовится к выходу на рынок – ChaoJi.
Китайские модели с таким стандартом зарядки почти не встречаются на территории Украины, но в их списке можно найти:
- Zotye E200 EV и Z500 EV;
- JAC iEV6E;
- DongFeng E30L;
- BYD E6.
Ещё один стандарт, ChaDemo, предполагал высокую скорость зарядки – до 50 кВт. Однако поддерживался он только некоторым японскими электрокарами. Впоследствии производители, поддерживающие ChaDemo, в основном, перешли на CCS Combo.
Отличие быстрой, ускоренной и скоростной зарядки
Стандартные зарядные станции используют для зарядки аккумулятора электромобиля переменный ток.
Если используется однофазная сеть, максимальное напряжение может достигать только 220В, а мощность не превышает 7,4 кВт.
Однако таких показателей мало для современного электромобиля с запасом хода не меньше 200 км.
Заряжать его для поездки придётся всю ночь, а днём время ожидания составит не меньше 5 часов. Поэтому для зарядки применяется трёхфазная сеть.
Электросеть с напряжением 380В позволяет зарядить аккумулятор электромобиля в несколько раз быстрее. При одинаковой с однофазными розетками силе тока в 16А мощность зарядки повышается до 10,5 кВт, максимальное значение – 43,5 (50) кВт.
Время зарядки от переменного тока – не больше 6 часов даже для автомобилей со значительным запасом хода. Однако такую зарядку всё равно нельзя назвать «скоростной». Она только «ускоренная», и подходит только в тех случаях, когда у водителя электрокара есть несколько часов времени, или автомобиль подключён к сети в домашних условиях.
По-настоящему скоростная зарядка выполняется с помощью постоянного тока. Для этого используются специальные батареи, установленные на зарядных станциях.
Отсутствие необходимости преобразовывать переменный ток электросети в постоянный аккумулятора электромобиля позволяет сократить процесс в несколько раз.
Вместо 10-12 или даже 5-6 часов на восстановление ёмкости батареи электрокара тратится всего 30-40 минут.
Преимущества такой зарядки – высокая скорость. Но есть и недостатки, из-за которых технология пока не настолько распространена, как «медленные» и «ускоренные».
К ним относят невозможность зарядить с максимальной скоростью весь аккумулятор – только на 80%, после чего процесс замедляется до стандартных значений.
Кроме того, станции быстрой зарядки намного дороже в обслуживании, а батарея, которую постоянно заряжают таким способом, быстрее выходит из строя.
Поэтому рекомендуется использовать скоростную технологию только периодически, чередуя её с обычной подзарядкой от сети.
Модели популярных в Украине электромобилей
Модель | Разъём | Максимальная мощность зарядки, кВт |
BMW i3 | Type 2 CCS Combo 2 | 50 |
Opel Ampera-e | Type 2 CCS Combo 2 | 50 |
Fiat 500e | Type 2 | 22 |
Ford Focus Electric | Type 2 CCS Combo 2 | 50 |
Hyundai Ioniq Electric | Type 2 CCS Combo 2 | 50 |
Jaguar I-Pace | Type 2 CCS Combo 2 | 50 |
Kia Soul EV | Type 1 CHAdeMO | 50 |
Mercedes-Benz B-Class Electric | Type 2 | 22 |
Mitsubishi i-MiEV | Type 1 | 6,6 |
Nissan e-NV200 | Type 1 Type 2 | 22 |
Nissan Leaf | Type 1 Type 2 CCS Combo 2 | 50 |
Renault Kangoo Z.E. | Type 2 | 22 |
Renault ZOE | Type 2 | 22 |
Smart ForTwo Electric Drive | Type 2 | 22 |
Tesla Model S | Type 2 Tesla Supercharger | 120 |
Tesla Model X | Type 2 Tesla Supercharger | 120 |
Volkswagen e-Golf | Type 2 CCS Combo 2 | 50 |
Украинские сети электрозаправок
Название сети | Разъём | Мощность заряда, кВт |
STRUM | Type 2 | 22 |
CHAdeMO | 50 | |
CCS Combo | 50 | |
Go To-U | Type 2 | 22 |
TOKA | Type 2 | 22 |
CHAdeMO | 50 | |
CCS Combo | 50 | |
AutoEnterprise | Type 1 | 7,2 |
Type 2 | 22 | |
CHAdeMO | 50 | |
VLS Energy | Type 2 | 22 |
CHAdeMO | 50 | |
CCS Combo | 50 |