Рынок электромобилей в Украине растет сумасшедшими темпами. Во многом благодаря развитию зарядной инфраструктуры, за которой уже активно подтягивается и электромобильный автопарк.
Одними из первых, кто сделал ставку на создание условий для владельцев электромобилей стали энтузиасты из Tesla Club Ukraine. Они же стояли у истоков создания Украинской Ассоциации участников рынка электромобилей EV-UA. Правда, впоследствии основатели клуба приняли решение выйти из организации.
Тем не менее, Tesla Club Ukraine принимает активное участие в электромобильной жизни страны. В частности, в определении основополагающих понятий и терминов, которые еще недавно были чужды информационному полю нашей страны. Так, в одной из записей в социальной сети Facebook основателя клуба Назара Шимоне-Давида разгорелась дискуссия относительно того, что считать электрозаправкой, а что – нет.
В этой связи Автогик решил расставить точки над і. Ну или хотя бы попытаться ;) Мы задали несколько вопросов Назару. И вот что из этого вышло.
– Давайте определимся, наконец, с терминологией: что есть зарядка, что есть зарядная станция, а что есть “розетка”?
– Зарядка – это блок питания, который идет в комплекте с машиной, и предназначена для зарядки от розетки, преимущественно на минимальной мощности 3 кВт. Зарядная станция – это контроллер зарядки автомобиля, который устанавливается стационарно и предоставляет возможность заряжать электромобили на скорости до 22 кВт. Существуют также зарядки на постоянном токе, которые заряжают электромобиль на мощности до 50-120 кВт. Такие зарядные станции или имеют свой стационарный кабель, или разъем Type 2 и возможность подключить свой собственный кабель.
– В чем разница: заряжаться от домашней розетки или от такой вот станции?
– Скорость зарядки и безопасность. Зарядная станция начинает подавать ток только когда получает сигнал от автомобиля и заряжает минимум в два раза быстрее.
– Чем плохо то, что на рынке зарядных станций/зарядок/розеток есть украинские производители: E-Line, Electrocars, GreenFuel и т.п.?
– Это не плохо и даже очень хорошо, если бы еще игроки предлагали свой продукт для массового пользователя, предварительно пройдя сертификацию хотя бы у одного из производителей электромобилей. Это серия тестов нагрузок, температурного менеджмента, качества корпуса и т.п. Мы не говорим про сертификацию украинскими органами сертификации – это формальность в Украине и ничего не стоит. У нас, к сожалению, есть негативный опыт использования зарядок украинского производителя – две сгоревшие зарядки Nissan Leaf. Мы также получали предупредительное письмо от компании Tesla Motors о том, что это может повлиять на признание или не признание гарантийного случая, если возникнут проблемы с внутренним инвертором, который получает ток от зарядного устройства сомнительного происхождения.
– Как вы оцениваете потенциал украинских специалистов? Например, компании Drobak, которая сейчас разрабатывает скоростную заправку Суперчарджер для компании Oxygen-Электромобили? Две скоростные заправки уже стоят и работают – на Науки и на Здолбуновской.
– Мы поддерживаем все украинские инициативы по выпуску качественного украинского продукта. Компания Oxygen для собственных нужд использует очень качественную зарядку Chademo/CCS/Type2 португальской компании Efaceh. Что там делает наклейка компании Drobak, вопрос не к нам. Кроме того, Drobak занимается выпуском аксессуаров к мобильным телефонам и ПК, и у нее нет украинских мощностей – все производится в Китае.
– Для вас, как для дистрибьюторов зарядок Keba, эти компании – конкуренты? В этом причина вашего к ним скептического отношения?
– У нас есть конкуренты: Ensto и Schneider Electric. Наша основная цель – не дистрибуция, а развитие нашей сети, которая сегодня насчитывает уже больше 60 зарядных станций. Наценка у нас минимальная, чтобы сделать зарядные станции максимально доступными для наших партнеров.
– Инфраструктура – основоположный камень в фундаменте всего электромобильного движения. Как ее развивать, если не предлагать бюджетных отечественных решений вместо импортных аналогов, которые к тому же приходится покупать за валюту?
– Мы не видим проблемы в том, что это импорт, как и не видим проблемы с тем, что у вас, скорее всего, импортный компьютер или автомобиль – не “Таврия”. Для нас безопасность пользователя на первом месте. И если говорить о цене, то наша цена всего на 10% выше той, которую предлагат “украинские производители”. Это миф, что импорт дорогой. KEBA произвела более 20 000 зарядных устройств, и такая экономика производства дает возможность конкурировать эффективно со сваренными вручную из нержавейки корпусами и ручной сборкой компонентов “украинского производителя”, которые исчисляются единицами или, в лучшем случае, десятками.
Перед началом своей работы мы долго выбирали производителя, который удовлетворил бы потребности Украины лучше, и конечно нам было бы приятнее работать с качественным украинским продуктом, но такого пока нет. Если говорить о безопасности и о том, какие последствия это может возыметь для всей индустрии, можно вспомнить, как после ДТП загорелась Tesla Model S, акции компании обвалились, но никто не вспомнил про 100 тысяч авто с ДВС в США за год.
– Вы – официальный импортер зарядок Keba? Можете примерно очертить, сколько пошлин и налогов с покупки этих станций за рубежом и продажи в Украине вы уплатили в бюджет?
– Мы – официальный и единственный дистрибьютор зарядных станций KEBA в Украине. У нас также есть партнеры в регионах Украины, которые продают наши зарядные станции по той же цене, как у нас: базовая и самая популярная станция у нас стоит 1050 евро с НДС (20% идет в бюджет Украины).
В этом году мы планируем увеличить свою сеть зарядок до 100 штук. Также мы планируем ввести ряд инновационных решений для удобства пользования нашей сетью. Количество электромобилей на конец 2016 года в Украине составит минимум 3-4 тысячи. Зарядные станции нашей партнерской сети всегда будут бесплатными для пользователей и не будут иметь устаревших систем идентификации по картам, как у других.