in

Сергей Дибров: Мертворожденное дитя, или Почему не заработает система фотофиксации

Я говорил, говорю и буду говорить, что система автоматической фотофиксации нарушений ПДД в ее прошлом и нынешним виде — мертворожденная.

Извините, я говорю банальные и очевидные вещи. Все это подробно, четко и детально Конституционный суд Украины расписал еще в 2010 году и поставил жирный крест на всех попытках внедрить систему штрафов по автофиксации в том виде, в котором ее упорно хотят протолкнуть депутаты Верховной Рады.

К сожалению, депутаты так этого и не поняли. Причина, как я понимаю, простая – на самом деле их интересуют только деньги. Не смертность на дорогах (которая, слава Богу, снижается из года в год) и не безопасность движения, а только деньги — бюджетные, которые можно “освоить” на внедрении системы, и суммы штрафов, которые можно с их помощью вытянуть, и неважно, с кого именно. За деньгами они не видят главного — сути отношений, которые хотят регулировать.

Итак, почему упорно внедряемая система штрафов по автофиксации нарушений – мертворожденная?

Сегодня штраф за нарушение ПДД — это одно из административных взысканий, предусмотренное Кодексом Украины об административных правонарушениях (КУпАП). Этот кодекс – «старожил» среди украинских законов. Его приняли еще в 1984 году. С тех пор у нас появилась новое государство и новая Конституция, приняли новый уголовный, уголовный процессуальный, гражданский, гражданский процессуальный, хозяйственный, хозяйственный процессуальный, таможенный, семейный, бюджетный кодексы, появились административный и налоговый.

Да, за эти годы в КУпАП и внесли примерно 450 изменений и дополнений, но все равно: за нарушения на дорогах у нас до сих пор привлекают к ответственности по базовым принципам, заложенным еще во времена Константина Устиновича Черненко и Владимира Васильевича Щербицкого, если кто еще помнит этих дорогих товарищей.

КУпАП применяют в случаях, когда проступок по степени опасности не дотягивает до уголовного преступления, но наказать виновного государство считает необходимым. Например, мелкая кража, мелкое мошенничество, мелкое хулиганство — это административное правонарушение, а более серьезные действия — уголовное преступление.

Можно говорить, что «административка» – это упрощенный вариант «уголовки». Упрощение, например, в том, что приговоры по уголовным делам выносит только суд, а постановление о наложении административного взыскания также могут выносить различные чиновники — врачи СЭС, инспекторы рыбоохраны, ветеринарной, фитосанитарной службы, пожарной охраны и охраны труда, лесничие, военкомы, сотрудники Нацбанка, различных Нацкомиссий, стат.управлений, ГАСК, госстандарта и метрологии, энергонадзора, охраны труда, антимонопольного комитета, СБУ, управлений по защите прав потребителя; налоговой, пенсионного фонда, фондов соцстрахования и так далее, и так далее — всех и не вспомнишь, пожалуй.

Большинство случаев нарушения Правил дорожного движения, если только они не привели к смерти или телесным повреждениям пострадавших — это «административка». Наказывают (налагают взыскание) за них сотрудники полиции по КУпАП. Таким наказанием может быть предупреждение, административный арест (до 15 суток), лишение прав, общественные, исправительные, общественно-полезные работы. Самое популярное взыскание — штраф.

Европейский суд признал, что КУпАП имеет «карательную уголовно-правовую сущность», и с точки зрения соблюдения прав человека не делает различий между уголовным делом и делом об административных правонарушениях. В любом случае, когда государство привлекает к ответственности гражданина, должны быть соблюдены основные принципы, в том числе принцип индивидуальности наказания (каждый отвечает за то, что совершил лично он) и презумпция невиновности (государство обязано доказать, что проступок совершил конкретно этот гражданин).

А теперь представим простую ситуацию: во дворе высотного дома кто-то открутил колесо от машины. Приезжает полиция и говорит: «Кража произошла в вашем доме. Факт установлен. Мы не знаем, кто это сделал. Поэтому мы сейчас посадим на три года домоуправа. Потом, когда он выйдет, если захочет — найдет виновного и сам с ним разберется».

Дикость? Скорее, глупость. Но точно такой же глупостью является норма, которую уже много лет пытаются протолкнуть в КУпАП. Машина превысила скорость, это зафиксировала камера. Полиция не знает, кто это сделал, доказательств виновности конкретного лица нет, поэтому мы накажем владельца.

Так вот, пока действует нынешняя Конституция, пока за нарушения ПДД наказывают по КУпАП, пока Украина является членом Совета Европы и участником международных соглашений о правах человека, такой вариант не пройдет.

Не меньшей дикостью я вижу продолжение — «найдет виновного и сам с ним разберется». Я слышу возражения: мол, «это же просто штраф, просто деньги. Никто никого не будет сажать, а деньги виновный может потом вернуть».

Нет, извините. Это не «просто деньги», это административное взыскание, которое государство наложило на гражданина. Если выяснится, что оштрафовали невиновного, то «вернуть деньги», конечно, можно. Но сделать это должно государство — отменить незаконное решение и компенсировать все причиненные неприятности. Если же невинно оштрафованный владелец машины начнет требовать сумму штрафа с водителя, который был за рулем его и нарушил правила — это, извините, самоуправство, вымогательство и вообще беззаконие.

Сергей Дибров, журналист, публицист, активист.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Подобається контент? Підтримай Autogeek на Patreon!
Become a patron at Patreon!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

“Серебряная стрела” под напряжением: Mercedes представил новый прототип гоночного электрокара

Made in China: Nissan начал выпускать китайские электромобили для китайцев