Menu
in

Почему моду в автомобилестроении задают айтишники?

Автомобильные корпорации в шоке. Новое поколение американцев меньше ездит и меньше покупает машин – виртуальное общение частично заменило реальные встречи, бензин подорожал, на общественном транспорте удобнее преодолевать пробки. К тому же, авто – это неэкологично.

Автор: Николай Дзись-Войнаровский

Еще хуже то, что менеджерам старого типа трудно приспосабливаться к изменениям. Целый век они работали над драйверскими качествами машин, пресловутым удовольствием от вождения, которое обеспечивается настройками управления, подвески и характеристиками двигателя. Полвека они трудились над безопасностью. Но Generation Y нуждается в том, чтобы авто было интегрировано с фейсбуком и айфоном. Лучшие дизайнеры трудятся в корпорациях над обликом спорткаров и бизнес-седанов, а миллионеры нового поколения и голливудские звезды все равно покупают похожий на обмылок Prius.

Неудивительно, что тон в автоиндустрии начинает задавать Элон Маск, вышедший из ИТ-бизнеса. Икона «старого» автобизнеса Боб Лутц как-то признался, что успех электромобиля Tesla Roadster, созданного под руководством Маска, вдохновил его на разработку гибридного авто Chevrolet Volt: «Все наши технические гении считали, что литий-ионные аккумуляторы уже десять лет как устарели. В Toyota были с этим согласны, и тут – бац! – появляется Tesla. И я подумал: как так вышло, что у каких-то парней из Кремниевой долины, которые ничего не знают о нашем бизнесе, получилось, а у нас не получается?»

Slon собрал 7 направлений в автоиндустрии, которые через десяток лет полностью изменят наше представление о машинах.

Компьютеру на колесах – шикарный интерфейс

Современная машина – это компьютер на колесах. Она напичкана как сравнительно простыми электронными системами безопасности (ABS, ESP, EBD), так и более сложными вроде круиз-контроля и распознавания дорожных знаков. Как у компьютеров и смартфонов, у авто есть прошивка, которую можно поменять на более продвинутую. В некоторых аппаратах можно найти интеллектуальное освещение, сложные алгоритмы работы внедорожной электроники и приспосабливающиеся под стиль езды коробки передач. Интересная фишка – активное шумоподавление, когда микрофоны фиксируют шумы в салоне и отсылают на динамики аудиосистемы эти шумы в противофазе. Аналогичные системы встроены в «самолеты-невидимки» и дорогие наушники.

Однако интерфейс этих чудес техники выглядит так, будто на дворе все еще 1950 год. Россыпь кнопок и рычажков вместо сенсорных экранов, экраны зачастую монохромные, с плохим разрешением. Встроенные навигаторы и мультимедийные системы нелогичны, тормозят и управляются какими-то странными родственниками джойстиков. У многих –проблемы синхронизации с телефоном. Приборная панель напоминает не айфон, а, скорее, бабушкин сундук. Даже постановка на ручник кнопкой и проекция показаний приборов на стекло есть далеко не везде.

К счастью, до некоторых производителей стало доходить, что в XXI веке интерфейс авто должен быть столь же технологичен, как и его начинка. Вот некоторые интересные решения, которые делают авто похожим на гаджет:
– 17-дюймовый сенсорный экран в Tesla S с превосходным разрешением, с которого можно управлять вспомогательными системами автомобиля.
– Сенсорные полоски-регуляторы на центральной панели нового Lincoln MKZ.
– Отказ от собственной мультимедийной и навигационной систем – их заменяет смартфон, информация с которого выводится на экран на центральной панели авто (система MyLink на новых моделях Chevrolet).
– Приборная панель в виде настраиваемого дисплея (Dodge Dart 2013, Lexus IS F-Sport).
– Встроенная точка Wi-Fi (Dodge Dart 2013).
– Беспроводная зарядка для электромобилей (опробована на экспериментальной разновидности Nissan Leaf).
– Приборы ночного зрения (некоторые модели BMW).
– Управление коробкой передач кнопками, а не рычагом (Lincoln MKZ).
– Трехмерный дисплей.
Естественно, промахи и недоработки корпораций дают возможность заработать простым людям. В iTunes можно найти множество приложения для айфона, которые сами определяют безопасную дистанцию до впереди идущего авто, а также проецируют показания приборов на лобовое стекло. И это не говоря о том, что приложения типа «Яндекс.Карты» бьют любой навигатор одной левой.

Последнее поколение за баранкой

Автопилот Google, который накатал по американским дорогам уже десятки тысяч миль, лишь раз угодив в ДТП, – и то, когда за рулем сидел человек, это все-таки пока наше будущее. До момента, когда начнут серийно продаваться полностью «самобеглые» машины, пройдет, наверное, еще около десятка лет – на снимках и видео легко видеть, что гугловский самоуправляемый Prius больше похоже на экспериментальный аппарат, обвешанный разной дополнительной аппаратурой, чем на законченное изделие. Законы, разрешающие ездить роботом по дорогам общего назначения, есть только в одном штате США. Более того, все роботы пока могут безопасно водить только на городских, а не шоссейных скоростях.

Тем не менее роботизированные системы внедряются в авто. Самопаркующиеся машины уже продаются, но на подходе авто, которые без водителя заезжают в гараж, выключаются и ставят себя на сигнализацию. Круиз-контроль, автоматические системы экстренного торможения и распознавание дорожных знаков уже появились, правда, только в дорогих машинах. Через два года появится серийная машина с автопилотом, который будет вести ее в пробках.

Еще одна интересная система, прототип которой есть у BMW, – компьютер анализирует траекторию, понимает, куда именно направляется водитель, по карте смотрит ближайшие повороты, сужения, спуски и подъемы и в соответствии с этим заранее переключает передачи и меняет режим работы двигателя. У Audi есть системы, которые заранее подстраивают подвеску под дорожное полотно, сканируя его на пару десятков метров вперед, системы сканирования «мертвых зон» обзора, а также ассистенты пересечения перекрестков – радары, которые засекают авто, быстро приближающиеся справа и слева.

Возможно, мы будет последним поколением, которое умеет самостоятельно водить авто.

Электромобиль? Воздухомобиль!

Борьба за экономичность и экологичность авто развернулась не на шутку. Но поскольку электромобили все еще не обладают достаточно большим запасом хода и достаточно быстрым временем зарядки, то совершенствуются обычные машины.

Во-первых, разрабатываются все более экономичные коробки передач. Немецкая компания ZF Friedrichshafen разработала для Chrysler 9-ступенчатые коробки передач и утверждает, что по сравнению с наиболее распространенными 6-ступенчатыми они экономят 10–16% топлива. Не исключено, что мы доживем до АКПП с 10 и более передачами. Одна из составляющих проблемы в том, что если передач слишком много, то у водителя появляется ощущение, что автомобиль постоянно переключается и не едет плавно. Слишком мало передач – снижается экономия топлива.

Во-вторых, разрабатываются более экономичные моторы. Но каким бы мотор ни был экономичным, гибридные системы будут экономичнее, так как позволяют запасать энергию при торможении, которая в противном случае просто терялась бы. Обычно запасает энергию при торможении электрический аккумулятор, а выдает ее, соответственно, электродвигатель. Но есть и более интересные технологии. У концерна «Пежо – Ситроен» в системах Hybrid Air энергия запасается в баллонах со сжатым газом. Воздушно-бензиновые гибриды обещают выпустить в 2016 году на базе моделей Peugeot 208 и Citroen C3. Автомобили, которые могут двигаться только на сжатом воздухе, тоже разрабатываются. Например, много шума наделал проект «воздушной» Tata Nano. Но так же, как и чистые электромобили, чистые воздухомобили пока не могут ездить долго на одной заправке.

В-третьих, не исключено, что в более отдаленной перспективе в серию запустят летающие авто. Прототипов сделано множество, самый известный принадлежит изобретателю Полу Моллеру, но последнее время к делу подключились тяжеловесы – знаменитый авиаконструктор Берт Рутан перед отставкой за четыре месяца со своей командой соорудил прототип.

Carvoyant: долой жадных ремонтников!

Представим ситуацию: вы с утра приходите в гараж и видите, что аккумулятор машины полностью разряжен. Скорее всего, потому, что сын-школьник, забирая рюкзак из машины, забыл выключить свет, но кто ж теперь сознается?

А вот если бы вы купил Carvoyant – приборчик размером с телефон – и воткнули в OBD-порт (есть у каждого авто, обычно за передней панелью над педалями), то могли бы в любой момент проверить со своего айфона, все ли в порядке с машиной и все ли выключено. В крайнем случае вам пришло бы SMS о критически низком заряде аккумулятора.

Carvoyant – один из самых интересных автостартапов. Устройство стоимостью $150 не надо заряжать (питается от OBD-порта), оно само выходит в интернет и скидывает данные на центральный сайт и на ваш смартфон. Можно посмотреть, в каком состоянии аккумулятор, что показывают разные датчики, а в случае неисправности узнать, какая же конкретно неисправность на этот раз скрывается за горящей лампочкой «Check engine». Кроме того, на карте отобразятся автосервисы, которые эту неисправность могут устранить прямо сейчас.

Понимание сути неисправности своего авто, сравнение цен конкурентов и предупреждения, поступающие до выхода аппаратуры из строя, помогут сократить расходы на ремонт. В перспективе Carvoyant сможет выполнять и более интеллектуальные функции.

“Нафлудил” и машину купил!

Машина XXI века просто не может продаваться методами XX века – за нал и в кредит. Теперь в моде краудфандинг. Фирма Dodge создала специальный сайт для покупки ее новой модели Dodge Dart – Dodge Dart Registry. Потенциальный автовладелец выбирает конфигурацию тачки своей мечты, а потом сбрасывает ссылку на ее страничку родственникам, друзьям и постит в соцсетях. Затем сердобольные люди просто так или в подарок к какой-то определенной дате перечисляют деньги на определенную деталь «дарта» – ESP, руль, колесный диск, бак и так далее.Оплаченная деталь сразу же отображается на страничке со схемой авто. Когда будет оплачена вся машина, счастливый владелец сможет ехать в автосалон за ключами.

Двери в XXI век

Если приглядеться к привычной автомобильной двери незашоренным взглядом «поколения Y», то станет ясно, что она никуда не годится. Как минимум тем, что ее неудобно открывать на тесной парковке в мегаполисе, а ведь мегаполис – это основное место обитания «поколения Y».

Ламбо-двери, открывающиеся вверх, ставятся только на дорогие авто, но никто не мешает вам набрать в «Гугле» слова «lambo doors» и выбрать одну из понравившихся фирм, продающих и устанавливающих такие двери на любое авто.

Распашные двери тоже удобны – взялся обеими руками за ручки у центральной стойки и сразу открыл весь автомобиль. Если раньше они встречались в основном на «роллс-ройсах», то теперь есть и в пижонском Mini Clubman, и в семейной Opel Meriva.

Hyundai Veloster заботится о безопасности пассажиров – на заднем ряду сидений слева просто нет двери, чтобы человек не смог ненароком выйти на проезжую часть.

В Tesla Model X на заднем ряду сидений установлены двери типа «крылья чайки», поднимающиеся вверх. Они экономят место на парковке (хотя и меньше, чем ламбо-двери), через них удобнее входить в авто – особенно с детьми и сумками.

Концепт «ё-мобиля» поражает дверьми, сдвигающимися назад сквозь автомобиль. Опять же – экономия парковочного пространства. Кроме того, они не поднимаются наверх при открытии, а значит, применимы и в гараже с низким потолком. Есть вариации на эту темы попроще – двери, которые сдвигаются традиционно, вдоль кузова, как у Toyota Porte.

Обновления для вашей машины готовы к установке. Перезагрузите автомобиль

Бортовой компьютер современного автомобиля, по сути, представляет собой набор таких же эппов, как айфон: приложение для проигрывания музыки, навигатор, настройки, а в наиболее продвинутых машинах – интернет-радио и фейсбук. Так почему же их нельзя обновлять и покупать новые? Представьте, как было бы здорово скачать погодное приложение или как удобно было бы установить в приборную панель кроссовера электронный горизонт, чтобы знать, не слишком ли он наклонился на бездорожье.

Концерны GM и Ford думают так же, поэтому уже выпустили спецификации для разработчиков приложений. Возможно, скоро раздел App Heroes на нашем сайте будет обсуждать самые крутые эппы для машин, все юные стартаперы будут мечтать оказаться в топ-10 Ford Store, а в вузах появится профессия «программист автомобиля».

Если заглянуть в будущее еще дальше, то загружать в авто можно будет его окраску и внутреннюю отделку. В концепт-каре Toyota Fun-Vii кузовные панели автомобиля и его пол – это большие экраны, на которые можно выводить любое изображение.

Источник: slon.ru

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Подобається контент? Підтримай Autogeek на Patreon!

Leave a Reply

Exit mobile version