12 ноября парламентарии будут рассматривать во втором чтении два законопроекта, которые отменяют импортную пошлину, НДС и акциз при импорте электромобилей. Эксперты полны оптимизма и считают, что нардепы поддержат налоговую либерализацию.
MIGnews разбирался, как отмена налогов полияет на стоимость экологичных авто и развитие рынка.
Два документа – два налога
В мае Верховная Рада в первом чтении приняла законопроект №1674, который вносит изменения в Таможенный тариф Украины. Он предусматривает нулевую ставку ввозной пошлины на транспортные средства с электрическим двигателем. Кроме электрокаров ее предлагают отменить при импорте троллейбусов, велосипедов, транспортных средств для перевозки высокорадиоактивных веществ, электрических транспортных средств, которые используются на складах, заводах, в портах, аэропортах. Отмена 10% пошлины вводится без ограничения сроков.
Снизить налоговое давление на импорт электрокаров должен и законопроект №1912, также прошедший первое чтение. Он предусматривает отмену 20% налога на добавленную стоимость при ввозе электромобилей. Также отменяется и акциз в размере 109 евро с каждого авто. Срок действия налоговой льготы – до 1 января 2020 года.
Выгода электрокара
На днях сообщество ElectroCars опубликовало свою оценку окупаемости электромобилей. Одно из самых бюджетных предложений – Nissan Leaf – эксперты сравнивали с аналогичным по стоимости VW Golf с двигателем внутреннего сгорания.
Авто | Цена в долл. | Цена в грн | Расходы на электроэнергию/бензин в месяц, грн | Расходы на техобслуживание в месяц, грн | Всего за 5 лет, грн |
Nissan Leaf | 30 тыс. | 705 тыс. | 200 | 50 | 720 тыс. |
VW Golf | 30 тыс. | 705 тыс. | 2500 | 600 | 891 тыс. |
Данные ElectroCars
Подсчеты показали, что экономия при эксплуатации электрокара по сравнению с авто с ДВС за пять лет составляет 171 тыс. грн, или 19,2%.
Стоимость электрокаров после снятия ввозной пошлины снизится на 10%, а после отмены НДС еще на 10%. Такие прогнозы дают авторы законопроектов. После снижения цен на 30%, соответственно вырастет и экономия при эксплуатации электромобилей. Есть надежда, что увеличится и спрос на них. Ведь пока что Украина по объемам покупки электрокаров позади всего цивилизованного мира.
По данным исследовательского центра солнечной энергии и водорода земли Баден-Вюртемберг в Германии, в 2014 году в мире были поставлены на учет 320 тыс. электромобилей. Всего же жители Земли эксплуатируют около 740 тыс. электрокаров. По данным AutoConsulting, в Украине в 2014 году было продано 39 электрокаров.
Что будет, если налоги отменят
Арсений Абдураимов, глава Украинской Ассоциации участников рынка электромобилей EV-UA:
– Это даст толчок для развития инфраструктуры и системы обслуживания электромобилей, которые, на первых порах, естественно, будут импортными. Уже на сегодня в Украине насчитывается порядка десяти производителей зарядных станций. Необходим ремонт, и у нас много инженеров, которые хотят и могут его проводить. Это – дополнительные рабочие места. Я думаю, что буквально через 1,5-2 года получим своего производителя, как минимум – крупноузловую сборку на территории Украины. Это направление может дать хороший конечный эффект. Мы можем производить электромобили в Украине и продавать их Европе. С экономической точки зрения может произойти серьезный скачок в развитии – в создании рабочих мест и конкурентоспособных электромобилей. Кроме того, принятие законопроектов даст толчок иного рода – в развитии автономного электротранспорта, такого как электроавтобусы, коммунальная техника на электротяге, которая сейчас популярна во всем мире. То есть будет то развитие, которое сейчас очень нужно. В первую очередь экономическое. Я уже не говорю об экологии. Ведь все знают, что Киев – самая загрязненная столица в Европе.
Олег Назаренко, генеральный директор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров:
– Законопроект точно примут. Особенно на рынок это не повлияет. Я – реалист и не скажу, что немедленно по всей стране начнут ездить электромобили. Станет выгодно их ввозить, и постепенно мы будем переориентироваться на электротранспорт. Кардинальных изменений сразу не будет. В Украине 9 млн автомобилей. Чтобы хотя бы 1% составляли электромобили, нужно, чтобы их ввезли 90 тыс. А в Украине всего в этом году будет продано 60 тыс. автомобилей. Понятно, что рассчитывать даже на несколько тысяч электромобилей – глупо. Постепенно будем что-то делать. Не буду рассказывать о молочных реках с кисельными берегами. Законопроекты мы продвигаем для того, чтобы у чиновников в головах произошел сдвиг: можно уменьшать налоги – ничего страшного не случится. Первый этап – это налоги. Потом возьмемся за гибриды, потом – за остальные автомобили
Что будет, если налоги не отменят
Виталий Сазонов, журналист проекта autogeek.com.ua:
– К сожалению, электромобиль сегодня – не средство передвижения, а дорогая игрушка. И поскольку желающих обзавестись такой игрушкой с каждым днем все больше, этим вовсю пользуются мошенники. Они покупают б/у электромобили в Европе или США, завозят в Украину под видом запчастей, а тут уже продают, накручивая цену в разы.
Покупатель хочет сэкономить на рынке, который плодит нечистоплотных продавцов из-за того, что государство не оказывает никакой поддержки зарождающемуся рынку. Как итог – замкнутый круг. Под угрозой вся идея электротранспорта как таковая. Пока не будет официальных поставок электромобилей, на рынке будут зарабатывать только продавцы с сомнительной репутацией.
Источник: mignews.com.ua