Как многие знают, с 1 января 2016 г. в Украине отменили пошлину на ввоз электромобилей.Вместе с отменой дополнительной 5% пошлины на импорт это сулило снижение конечной цены на 1000$ — 1500$, а значит улучшение экономического эффекта от покупки электрокара, увеличение продаж и так далее.
Несмотря на провал отмены НДС, которая стала бы без преувеличения прорывом на рынке, со всех сторон звучали победные прогнозы об увеличении рынка в несколько раз, массовом переходе на “электрички” и повальной электрификации автомобильного рынка.
Но, беда пришла откуда не ждали.
Реформа системы сертификации, вступившая в силу с 10 февраля 2016 г. фактически поставила барьер на ввоз электромобилей.
Ранее для растаможивания и регистрации автомобилей необходимо было получить сертификат технического соответствия в системе сертификации УкрСЕПРО. Такие сертификаты выдавало более 100 аккредитованных государственных и частных учреждений. И его получение, фактически было формальностью, стоимостью около 30$.
Старый сертификат за 30$. Помним, скорбим
Однако вступивший в силу, принятый ещё в 2012 году закон о техническом регулировании предполагает передачу данных функций от Министерства экономического развития к Министерству инфраструктуры, которое в свою очередь лицензировало только 6 (!) сертификационных центров на всю страну, причем 5 из них — в Киеве и 1 — в Запорожье.
В результате, покупатель, например из Харькова, должен везти автомобиль минимум за 300 км, чтобы получить желанный сертификат, не говоря уже о, например, Одесситах, забравших машину в порту и вынужденных либо ехать на электромобиле в Киев, что само по себе можно приравнять к подвигу, учитывая печальный уровень развития зарядной инфраструктуры, либо платить более 8000 грн за провоз автомобиля туда-обратно на автовозе.
Но и это, к сожалению, только часть проблемы.
Ни для кого не секрет, что подавляющая доля ввозимых электромобилей популярных марок, таких как Nissan Leaf, Ford Focus EV импортируется из США. Это обусловлено простотой доставки (морем) и налоговыми преференциями, которые есть практически во всех штатах. Именно налоговые и другие льготы в США фактически формируют достаточно низкую, в сравнении с Европой, цену на электрокары в Украине.
Однако, сертифицировать произведённый для рынка США Nissan Leaf без переделок в Украине стало невозможно. И именно динамика и абсурдность требований к переделкам заставляет задуматься о коррупционной составляющей всего процесса сертификации.
Судите сами: в мае цена за сертификат составляла 100$ и достаточно было предоставить фото автомобиля в определённых ракурсах.
Затем появилось требование об обязательном наличии повторителей поворотников в крыльях и задней противотуманной фары. Цена за “заочную” сертификацию взлетела до 200$.
В июле повторители поворотников стало необходимо в обязательном порядке врезать в кузов. “заочно” получить сертификат становилось сложнее, очередь — месяц, без очереди — 300$.
Ближе к августу внезапно выяснилось, что маркировка стёкол автомобилей тоже не соответствуют требованиям, что фактически ставит крест на легальном получении сертификата: менять все стёкла автомобиля на европейские стоит слишком дорого.
Продавцы и покупатели оказались в сложной ситуации: купившие ездят второй месяц на транзитных номерах, без возможности поставить автомобиль на учёт, вторые имеют дополнительные затраты и туманные перспективы сертификации как ввезённых, так и уже проданных авто.
Тем временем стали появляться предложения сделать сертификат от 400$ до 1000$, авто уже имеющие сертификат вернулись в цене к практически уровню 2015 года с пошлиной.
Со стороны такая “реформа” сертификации очень напоминает коррупционную пирамиду домайданных времен: создать абсурдные требования и брать мзду за “решение” вопросов.
По сути, система сертификации, к какому бы министерству она не принадлежала, в Украине порочна и коррупционна: сложно представить, что один из самых технологичных автомобилей в мире не соответствует требованиям Украины, где давно уже нет ни собственного производства авто (не считать же отверточную сборку китайских авто на АвтоЗазе производством) ни знаний и компетенций, чтобы его спроектировать.
Тем временем, градус напряжения владельцев и продавцов электромобилей растёт: на форумах звучат призывы пикетировать сертификационные центры, для согласования прозрачных правил игры.
Источник: drive2.ru