in

Как пригнать и растаможить авто из Германии: личный опыт и пошаговая инструкция

Если вы выбираете новый автомобиль, то помимо очевидных опций купить в Украине новую или б/у, наверняка задумываетесь о том, чтобы пригнать и растаможить машину из Европы, пока льготные условия растаможки не закончились.

Точка оформления документов где-то под Дюссельдорфом

Вариант с «бляхами» не рассматриваем, как неприличный. Я прошел этот путь самостоятельно и столкнулся с тем, что нормальных инструкций и описаний, как это работает, в интернете не так и много. То есть инструкций много, вот только писали их люди, которые сами растаможкой не занимались.

Исправляю это недоразумение, представляя пошаговую инструкцию по поиску, покупке и растаможке автомобиля из Германии или Голландии. Для любой другой европейской страны это также будет актуально, но мой опыт касается лишь этих двух.

Для тех, кому лень читать подробную инструкцию и историю, в конце будет краткий алгоритм с перечнем всех документов. Или можете посмотреть вот это видео.

Выбор

Для выбора машины обращаемся к сайту mobile.de. Это крупнейшая европейская барахолка, существуют и другие, но с 99% вероятностью машины, которые есть там, будут представлены и на mobile.de. Там есть удобные фильтры, парковка, куда можно откладывать машины, с удобнейшей функцией показа этих машин на карте, что вам в дальнейшем будет очень важно. Повыбирайте, присмотритесь к интересным вам машинам, определите регион, в который собираетесь ехать. Чем дальше на запад, тем меньше перекупщиков успевает выхватить интересную вам машину.

Хотя, как показывает опыт, даже далекие-далекие от наших границ голландские дилеры, видя номер, начинающийся на +380, отвечают на звонки по-русски.

Отобрав пару десятков интересных машин, можно отправляться в поездку. И вот тут вам сразу мой совет – совместите покупку машины с путешествием. Так, во-первых, вы проведете время с большей пользой и получите больше удовольствия. А во-вторых, не будете считать накладные расходы на поездку расходами на машину. В моем случае, мы поехали в Дюссельдорф к друзьям, которых мечтали посетить уже много лет. Они же нам очень помогли, дав одну из своих машин, на которой мы и катались по дилерам. И это важный момент, так как дилеры обычно расположены где-то в маленьких городках и разброс между интересными вам машинами может быть очень большим. В один из дней мы намотали больше шестисот километров, пытаясь выбрать машину в Голландии. Ближайшим же к городу был дилер в 25 км от места нашей дислокации. Не буду утверждать, что без колес купить машину не удастся, но выбор ваш будет существенно меньше, чем если вы будете располагать транспортом.

Почему Германия? Во-первых, в Германии самые строгие законы насчет скручивания пробега, хотя верить дилерам на 100% все равно нельзя. Во-вторых, строгие правила местного техосмотра TUV.

Если видите TUV этого года (он действует два), то можно быть практически уверенным, что с машиной все ок.

В третьих, немцы все-таки обслуживают машины на совесть, в отличие от итальянцев или испанцев, к примеру.

В Голландии, в моем случае, машины были в среднем значительно дешевле, но поездив по тамошним дилерам, я был разочарован средним состоянием этих машин, а также узнал об интересном нюансе с налогом на роскошь. Это такая интересная штука, которая действует не на все машины, нужно уточнять по конкретному автомобилю по телефону или лично уже у дилера. И тут возможно два варианта: вы платите этот налог и уезжаете на машине из Голландии. Или они доставляют ее в Германию и продают из Германии, но этот процесс растягивается во времени примерно на неделю.

Не рассчитывайте, кстати, что все машины, которые вы выберете из Украины, дождутся вас. Хорошие машины, если это ходовые модели, как в моем случае, уходят быстро, а те, что висят неделями, вероятно, имеют нюансы, которых не видно по фото.

Также не забывайте, что вам нужны машины с датой производства от 1.1.2010 года и евро-5 или выше. Иначе льготные условия растаможки вам не светят.

Именно с датой производства, а не первой постановки на учет, иногде ее указывают прямо на mobile.de в объявлении, иногда нет. Всегда можно попросить у продавца уточнить эту дату заранее.

Запасайтесь нужной суммой в наличных евро (до 10 000 наличными можно вывозить без декларирования) и вперед, за покупками. Лоу-кост авиакомпании и безвизовый режим к вашим услугам.

Покупка, документы, возврат НДС

Еще в Украине стоит озаботиться поиском страхового брокера. Это такой узаконенный «решала», который поможет вам быстро и безболезненно пройти все таможенные процедуры. Вероятно, существует способ обойтись без его услуг, но проще все-таки с ним, объясню почему чуть дальше.

Возврат НДС

Обратите внимание, что на многие машины на mobile.de две цены нетто и брутто. Так как вы покупаете машину и вывозите ее из ЕС, то ваша цена нетто, без VAT (НДС), который составляет существенные 19-21% от стоимости.

Вернуть VAT можно только за авто, которые были в собственности юрлиц.

Поэтому спрашивать, не вернут ли вам VAT на авто, на котором не указаны две цены, нет смысла. Если бы возвращали, указали бы сразу. На практике большинство дилеров не хочет заморачиваться с оформлением бумаг на полную бюрократическую процедуру возврата VAT – работает простая схема. Вам продают машину по цене нетто, или даже чуть дешевле, и берут 500 евро залога. Возвращают залог после того, как на границе выезда из ЕС отсканировали таможенную декларацию и в базе появилась соответствующая отметка, которую видит дилер. О форме и способе возврата вы уже договариваетесь индивидуально.

Покупка

При покупке вам оформят два документа: договор купли-продажи и таможенную декларацию для выезда из ЕС. Эти документы вам нужно отправить своему брокеру, чтобы он сделал предварительную украинскую таможенную декларацию, по которой вам нужно оплатить залоговую стоимость растаможки до того, как будете переходить границу. Очень удобная схема, которая как раз и требует наличия таможенного брокера. Теоретически, вы можете просто приехать на границу и сделать это все на месте, но на практике я специально уточнял этот момент на границе, каждый инспектор будет вонять так, что будет слышно до Киева, потому что эта процедура, мол, не вполне законна (это со слов брокера на границе, о котором также чуть позже). Услуги брокера обойдутся вам в 250-300 долларов США.

Крайне желательно, чтобы у дилера был немецкий сертификат соответствия на машину, который сэкономит вам время и деньги в Украине и вам не придется получать бумажку о том, что эта машина действительно соответствует евро-5, чтобы попасть в льготную растаможку.

Также дилеру вы должны сказать через какой погранпереход вы собираетесь выезжать (это не очень важно, выпустит вас любой), а брокеру – через какой переход на украинской стороне въезжать.

И вот этот момент важен, так как переход и таможня будут указаны в декларации и вас вполне могут завернуть, если поедете не через нужный переход. Также стоит выбирать крупные погранпереходы, такие как Ягодин, Рава-Русская, Шегини, потому что задекларировать машину можно не на каждом переходе. Естественно, нормальной информации на этот счет нигде нет, разве что горячая линия таможни вам может сказать, подходит ли вам тот или иной погранпереход. Я выбрал Дорогуск-Ягодин, от которого идет прямая и качественная Варшавская трасса прямо в Киев.

От момента, когда вы отправите брокеру договор купли-продажи, до момента, когда таможня увидит ваши деньги, проходит, как правило, один-два рабочих дня. Поэтому, чтобы иметь возможность пройти границу на выходных, вы должны все успеть сделать максимум до обеда в четверг, иначе есть шанс попутешествовать до вечера понедельника. Имейте это ввиду. Также не забывайте, что европейцы не работают на выходных и в субботу, возможно, вас еще примет какой-то дилер, а вот воскресенье точно пролетает. Поэтому, если вы прилетите в понедельник, то на выбор машины у вас есть два полных дня и по чуть-чуть в понедельник и четверг. Работают все до 17.30-18.00.

Теоретически вы можете купить машину и у частного продавца, но тогда вам нужно заверить договор у немецкого нотариуса либо в посольстве/консульстве Украины. Нужно оно вам? Сомневаюсь.

Транзитные номера, страховка

Чтобы доехать до Украины, вам понадобятся транзитные европейские номера, страховки ОСАГО и Зеленая карта. Первая действует по ЕС, вторая уже в Украине, пока вы не купите здесь местный полис.

Транзиты в Германии двух видов: желтые на пять дней для ЕС и красные на 9 для выезда из ЕС. Правильнее и дороже покупать вторые, хотя наши соотечественники часто и экономят, покупая желтые.

Теоретически с этим могут быть проблемы в ЕС, я не стал рисковать. Экономия 50-70 евро. Мне комплект обошелся в 180 евро, где 100 евро номера, 60 страховки, 20 услуги оформления номеров и страховок.

Свежекупленная машина на симпатичных немецких транзитах

Оценка растаможки и предварительная оплата

Многочисленные калькуляторы растаможки считают плюс-минус правильно, хотя и не на 100%. В моем случае на автомобиль стоимостью 5700 евро предварительная оценка таможенных платежей составила 64600 гривен по курсу НБУ на день оплаты. И еще 1150 грн я доплатил из-за роста курса уже в день заезда на таможню в Киеве.

Предварительная таможенная декларация

С оплатой есть важный нюанс, она должна быть проведена от вашего имени и в платежке должен быть ваш ИНН. Оплатить другой человек в кассе в Киеве не сможет.

Самым удобным способом является Приват 24, где вы можете провести оплату по реквизитам и получить квитанцию с печатями на почту, чтобы отправить ее брокеру и на таможню соответственно. А вот Монобанк, например, проведет оплату, но плательщиком в квитанции будете не вы, а ПАТ «Юниверсал банк», и это никуда не годится.

После того, как брокер пришлет вам скан предварительной декларации, можно смело отправляться в Украину.

Граница

Как правильно проходить границу и ввозить автомобиль под растаможку физлицом? На этот вопрос, как и на многие другие, вы найдете ответ нигде. Мне очень помогли фоловеры в твиттере, которые уже проходили эту процедуру. Вам нужна грузовая очередь на польской стороне и красный коридор на украинской. Я видел на польской стороне машины на транзитах, которые явно ехали на растаможку, и в легковом коридоре, но что они там делали – не совсем понятно, так как окно оформления бумаг находится все-таки в грузовом. Вероятно, это такой хитрый способ сэкономить пару часов в очереди, но это не точно. Лучше становиться за грузовиками и быть законопослушным уже до конца.

В Дорогуске, чтобы заехать на погранпереход в субботу вечером, мне понадобилось пять часов, и это, по словам бывалых, еще довольно быстро.

Берите с собой еду, воду, книжки или фильмы, они вам понадобятся. Попутчик/попутчица тоже будут нелишними.

После заезда в погранпереход вас сначала встретит паспортный контроль, потом весовая, потом вы попадаете в терминал для фур, где досматривают груз. Занимаете там место, минуете ревизоров, которые смотрят грузовики, и идете в «третье окошко», где вам сканируют декларацию и отправляют на выезд. Все, машину даже смотреть никто не будет. Главное, проследить, чтобы отсканировали штрих-код на декларации.

Если вы еще что-то прикупили в Европе кроме машины и хотите вернуть налоги по системе такс-фри, то это делается в соседнем коридоре, нужно попросить кого-то из офицеров, чтобы вас туда пропустили, и как-то договориться с местной очередью. Все, вы свободны, дальше – выезд и Украина. На все про все с оформлением такс-фри ушло два часа, никаких платежей здесь нет.

Неожиданный совет – не становитесь слишком близко к фурам, они иногда ездят назад и не думают, что сзади может быть легковая машина, которую не видно в зеркала, джип передо мной серьезно пострадал. На его месте мог бы быть я, если бы джиповод не воспользовался моим замешательством на въезде в переход и не пролез вперед.

После выезда из польского перехода нужно стать в очередь уже с легковыми машинами и выбрать красный коридор для легковушек. Далее в переходе гораздо все понятнее, сначала весовая, потом паспортный контроль, дальше вам скажут, куда поставить машину, отправят к инспектору, он проверит документы и пошлет к местному страховому брокеру. Тот оформит недостающие бумаги, которые делаются только на месте и возьмет с вас 300 гривен. После чего нужно оплатить акциз 10 евро в кассу, принимают карты, также на месте есть банкоматы и отделения банков, которые тоже могут снять наличные с карты. Дальше инспектор, осмотр машины и содержимого машины (не слишком тщательный), пара подписей и печатей и выезд из перехода.

Растаможка в Украине

После пересечения границы у вас есть 10 дней на доставку «груза» по адресу, указанному в таможенной декларации. В моем случае это была таможня на Малинской, 20 в Киеве.

Прежде, чем ехать на таможню, уберите из машины зимнюю резину, которую вам мог дать дилер, детское кресло и все, что может показаться привезенным с собой.

Также примите во внимание, что после заезда на таможню вы можете выехать оттуда, только оформив все бумаги. Если что-то пойдет не так, машина будет стоять на таможне до решения с оформлением, а стоянка стоит 120 грн/сутки.

Немецкий сертификат соответствия

Если вам не повезло, и у вас нет немецкого сертификата соответствия, то нужно еще оформить экологический сертификат. Это можно сделать прямо на границе – соответствующие фирмы там есть, либо в одном из специальных мест в Украине – их не очень много, и они легко гуглятся. Сделать это нужно до того, как ехать на таможню, так как им нужно подтверждение евро-5. После вас все равно направят на сертификацию.

Перед заездом на таможню при росте курса евро нужно будет доплатить разницу, лучше этот момент не затягивать.

Если у вас все ок с бумагами, есть польская декларация с указанием стоимости, то таможня не будет придираться и проводить свою экспертную оценку. Если нет, то цена в вашем договоре купли-продажи не будет играть никакой роли, машину оценят так, как захочется «независимому эксперту», и тут могут быть сюрпризы.

Поэтому не рискуйте, если дилер будет предлагать занизить цену и сделать другой договор купли продажи с ценой, к примеру, 3700, а не 5700, чтобы сэкономить на растаможке. В Киеве такой вариант точно не прокатит, на таможне тоже не дураки сидят. Хотя этим активно пользуются перекупы/гонщики, которые возят машины под клиента и растамаживают их где-то в Луцке, где у них «все схвачено». Повторюсь, схема рискованная, и экономия может вылезти боком.

На таможне я заплатил 480 грн за услуги терминала, который государственная таможня арендует у какой-то левой частной компании, это очень удобно. Через три часа оформления бумажек, осмотра машины инспектором и ожидания, все было готово.

Сертификация

Несмотря на наличие красивого немецкого сертификата соответствия, вам все равно нужно сертифицировать машину по украинским стандартам. С европейскими машинами это просто и относительно дешево, а вот с американцами очень много нюансов. Убедитесь, что двигатель не троит, а из трубы не идет дым из-за вырезанного еще в Европе противосажевого фильтра. Органы сертификации относятся к работе серьезно и машину действительно будут проверять, включая замеры выхлопа. При наличии свежего TUV на этот счет можно не волноваться. Компаний по сертификации в интернете хватает, я выбрал базирующуюся во дворе Центра оказания административных услуг на Усенко, 8, процедура заняла примерно час с ожиданием в очереди из трех машин и стоила 2200 грн. Через час сертификат уже можно забирать по другому адресу на Коновальца, 32Б (очень удобно, правда?).

Имея на руках все документы из таможни и сертификат, можно обращаться в любое МРЭО или ЦНАП МВС для постановки машины на учет. Не забудьте, что еще придется заплатить 3% от таможенной стоимости машины в пенсионный фонд. Но это вы бы заплатили и при покупке новой машины в Украине.

Итого, все расходы на покупку машины в табличке. Renault Megane 1.5 dci, механика, 2015 год, пробег на момент покупки 151 тысяча километров. Выиграл я что-то по деньгам или нет? Сложно сказать.

На мой взгляд на такой машине в Украине по состоянию и комплектации был бы смотан пробег до 80-90 тыс и она бы продавалась за 11-12 тыс долларов.

В любом случае, мы отлично провели время в путешествии, увидели друзей и получили бесценный опыт. Накладные расходы на поездку оценить тяжело (и не хочется), так как это было именно путешествие. Но рассчитывайте, что понадобится не меньше 500 евро на авиабилеты, аренду машины для поисков, бензин/солярку на обратную дорогу и еду-гостиницы. Надеюсь, что моя инструкция будет кому-то полезной и я ответил на вопросы, которые возникали у меня, когда я готовился к поездке.

Краткий алгоритм

  1. Выбираем машину удаленно через mobile.de
  2. Находим страхового брокера в Украине
  3. С собой берем деньги на машину в евро наличными и сумму для растаможки в гривне на карте Приватбанка.
  4. Заранее выбираем, через какой погранпереход будет заезжать машина.
  5. Находим нужную машину, оформляем договор купли-продажи, таможенную декларацию.
  6. Отправляем документы брокеру, он считает сумму растаможки.
  7. Оплачиваем через П24, квитанцию брокеру.
  8. Получаем предварительную украинскую таможенную декларацию.
  9. Переходим границу, оплачиваем 10 евро акциз и услуги местного брокера.
  10. При наличии немецкого сертификата соответствия в течение 10 дней машину нужно доставить на таможню. В противном случае предварительно получаем сертификат Евро 5. Перед визитом на таможню при изменении курса доплачиваем разницу через П24.
  11. После растаможки в течение 10 дней сертифицируем машину, 2200 грн для европейского автомобиля.
  12. После получения сертификата в течение тех же 10 дней ставим машину на учет.
  13. Профит.

Алексей Тараненко

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Подобається контент? Підтримай Autogeek на Patreon!
Become a patron at Patreon!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

В Китае за месяц продано почти 120 тысяч электромобилей: названы популярные модели

Масштабные планы: Volkswagen выпустит 50 млн дешевых электромобилей