Продажи дизельного топлива растут, не в последнюю очередь из-за огромного количества «евроблях», владельцы которых после принятия закона о льготной «растаможке» массово их легализируют.
Также массово трудятся и нелегальные дизельные «бочки», которые совершенно не спешат легализироваться. В любом случае, у автовладельцев есть выбор, а вот какого качества солярку действительно продают на «белых» и «чёрных» заправках, решили узнать в столичном Институте потребительских экспертиз.
Эксперты отобрали пробы в самых крупных сетях АЗС нашей страны, а также у нелегальных продавцов, и отправили их сертифицированную лабораторию. Проверка показала – «дизелисты» смогут кататься даже в самый суровый мороз, но только при условии заправки на «законных» станциях.
Что исследовали
Эксперты посетили представителей практически всех крупных сетей – Shell, КЛО, MOTTO, ОККО, WOG, Chipo, Glusco, AMIC, ANP, БРСМ – Нафта, SunOil и «партизанскую» станцию, торгующую без документов.
Исследовали как обычное дизельное топливо, так и выборочно «фирменные» сорта, которые, по заявлениям продавцов, имеют улучшенные параметры.
Список параметров был традиционный – цетановый индекс, фракционный состав, температура вспышки в закрытом тигле, содержание серы, а также главный «зимний» показатель – предельную температуру фильтруемости.
Заведётся ли в мороз?
Морозостойкость – первый параметр, который проверили в лаборатории. У контрафактной «солярки» при низких температурах быстро «выпадают парафины», соответственно забиваются фильтры – и топливная система подать топливо в двигатель оказывается не в состоянии.
Испытания на определение граничной температуры фильтруемости показали – все образцы, кроме «нелегала», являются «честным» «зимним» топливом.
Стандарт указывает, что фильтруемость «зимней» марки «З» для дизельного топлива должен быть не менее минус 20°С.
Никто из «белых» испытуемых не опустился ниже этой отметки, а наибольший запас прочности продемонстрировали образцы дизеля, которые эксперты приобрели на заправках КЛО (– 26°С), MOTTO (– 27°С) и Chipo (– 24°С).
У «нелегалов» же на «бочке» фильтруемость соответствовала показателям «летней» солярки – минус 5°С.
Единственным утешением для клиентов таких заправок может служить только тот факт, что в реальный мороз (а синоптики предрекают до минус 25 в ближайшее время) там физически не смогут отпустить топливо – оно банально замёрзнет в топливопроводах, колонке и шланге.
Что же касается дизельного топлива сорта «Арктика», то здесь «фирма» на высоте – все образцы оказались высочайшего качества.
Самыми экстремальными «полярниками» по температуре фильтруемости оказались фирменное топливо КЛО (Ventus Diesel) – ниже минус 37оС, и ОККО (Pulls Diesel) – минус 36оС.
В случае необходимости выезжать в морозы (особенно на длинные расстояния), эксперты рекомендуют заправляться только таким топливом.
Индекс цетана
Далее специалисты подсчитали цетановый индекс испытуемых. Данный параметр – это цетановое число топлива до применения присадок. В морозы высокое цетановое число обеспечивает больший КПД дизельного двигателя и его быстрый запуск. Общий принцип – чем больше, тем лучше.
Все участники теста уложились в норматив, самый большой запас среди «обычного» топлива продемонстрировали образцы MOTTO, КЛО и Chipo – 54,2, и по 53,5 единицы соответственно. Среди брендового топлива – КЛО (Ventus Diesel) и БРСМ-НАФТА (ДТ Евро Plus) – 55,2 и 55 единиц.
Вспышка
Второй значимый показатель – температура вспышки в закрытом тигле. Он характеризует температуру воспламенения топлива. Косвенно этот показатель может показать, не попадали ли в «солярку» посторонние компоненты. Нарушений у участников не обнаружено.
Сера – Евро-5!
Процесс извлечения серы из нефти является самым трудным и дорогостоящим, а продукты сгорания серы наносят вред экологии и двигателю. Сера убийственна для нейтрализаторов и сажевых фильтров, но при концентрации в топливе серы менее 10 мг/кг это не является проблемой. В этот раз результаты в этом параметре оказались отличными. За исключением одного образца, все пробы соответствовали уровню Евро-5. Практически полное отсутствие серы было зафиксировано у КЛО (Ventus Diesel) – 3 мг/кг, MOTTO – 4 мг/кг. А вот на нелегальной «бочке» серы обнаружено не в пример больше – 50 – мг/кг, что соответствует устаревшему стандарту Евро 4, и является «не кондицией».
Выводы
Похоже, дизельной «бодяге» в стране поставлен внушительный барьер, как минимум, что касается больших операторов сетей. В целом, большие сети АЗС (ОККО, WOG, КЛО) очень достойно выглядят на фоне ожидаемых метелей и морозов.
Также на рынке вырисовывается ещё одна важная тенденция – ритейлеры эконом-сегмента (MOTTO, Chipo, SunOil) основательно наступают на пятки грандам рынка. По крайней мере, качество топлива сейчас у них сравнилось с крупными сетями, а то и превосходит их.
При этом они серьёзно выигрывают по цене (1-2 гривны на литре), но пока проигрывают в сервисе, охвате и программах лояльности. Борьба за клиента обещает быть интересной, а для автомобилистов такая конкуренция несёт только плюсы.
Роман Петренко, expertise.in.ua