Menu
in

Исследование: агрессивное поведение водителя вызывает цепную реакцию

Сложные погодные условия, мокрые и скользкие дороги, вождение по ночам, осложнение дорожного движения – все эти стрессовые факторы поджидают водителей с наступлением зимних праздников.

Исследование, опубликованное Лондонской школой экономики и политических наук (LSE) и подготовленное при поддержке компании-производителя шин Goodyear, определило еще один стрессовый фактор: эффект цепной реакции, в рамках которой поведение одного водителя влияет на поведение остальных водителей на дороге.

Агрессивное и неосторожное вождение раздражает других водителей, которые начинают вести себя агрессивно в ответ, повышая общий уровень опасности на дороге. С другой стороны, осторожный стиль вождения имеет обратный эффект и способствует созданию менее опасной и менее стрессовой атмосферы на дороге.

“Кроме погодных условий и усталости, на стиль нашего вождения также влияет поведение других водителей, – отметил доктор наук LSE Крис Теннант, руководитель проекта. – На дороге водители обычно руководствуются логикой взаимности. Однако, поскольку большинство взаимодействий между водителями осуществляется очень быстро, такой подход применяется опосредованно: мы относимся к другим водителям на дороге так же, как к нам отнеслись несколько минут назад – это и есть эффект цепной реакции”.

Агрессивное поведение одних водителей побуждает к агрессивному вождению других

В то время как предметом многочисленных исследований в сфере безопасности дорожного движения является идентификация проблемных водителей, которые склонны к опасному поведению на дороге, это исследование приходит к выводу, что агрессивное поведение одних водителей влияет на других, более спокойных водителей и побуждает их к агрессивному вождению.

“Правила поведения на дороге важны для водителей” – объясняет Теннант.

После просмотра видеороликов, в которых изображено взаимодействие между участниками дорожного движения, большинство опрошенных водителей подчеркнули важность проявления вежливости на дороге, и лишь 10% заявили, что это не важно. В частности, респонденты отмечали, что когда водитель забывает поблагодарить их за то, что ему уступили дорогу, они с меньшей вероятностью еще раз уступят дорогу другому водителю. В рамках исследования был выявлен целый ряд действий, которые провоцируют других водителей на агрессивное вождение. Среди них: смена полосы движения на загруженных перекрестках, езда впритык к автомобилю спереди, игнорирование сигналов поворотов при маневрировании и несоблюдение полосы движения на автострадах. В то же время в рамках опросоа водители признали, что часто прибегают к таким действиям даже не осознавая этого, тем самым запуская цепную реакцию агрессивного взаимодействия на дороге.

“Дороги редко рассматриваются как площадка для социального взаимодействия, где стоит применять правила хорошего тона. Результаты нашего исследования утверждают, что многие водители рассматривают другие автомобили как неперсонифицированные транспортные средства, забывая о том, что за их рулем находятся такие же люди, как они сами, – отметил Оливье Руссо, вице-президент Goodyear, руководитель подразделения легковых машин в регионе EMEA. – Мы всегда призываем водителей помнить о том, насколько сильно их поведение влияет на поведение других участников дорожного движения. Наше исследование доказывает, что агрессивное и неосторожное вождение запускает цепную реакцию, провоцируя других водителей на агрессию. Это, в свою очередь, приводит к повышению уровня опасности на дороге или даже аварий, который могут случиться уже тогда, когда сам инициатор агрессии находится где-то далеко. Именно потому каждый из наз ответственен за недопущение возникновения такой цепной реакции”.

Неосторожное поведение на дороге

“Существует достаточно проявлений неосторожности на дороге: можно пытаться доминировать, соревноваться, кричать, активно жестикулировать, запугивать – все это провоцирует других водителей на агрессивную и небезопасную езду. Несмотря на то, что способов проявления вежливости не так много, они имеют мощный эффект. Уступая дорогу в плотном потоке, благодаря других водителей, когда они уступают дорогу вам, и извиняясь за оказанные неудобства, вы делаете свой вклад в создание благоприятной атмосферы на дороге, от которой все участники дорожного движения получают взаимную выгоду”, – подытоживает Теннант.

для анализа взаимодействия водителей на дороге, а также исследования влияния поведения одних водителей на поведение других были проведены опросы фокус-групп в Великобритании и Италии, а также онлайн-прос более 9 000 водителей в 15 странах (Австрия, Великобритания, Бельгия, Германия, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Россия, Румыния, Словения, Турция, Франция, Чехия, Швеция).

Подобається контент? Підтримай Autogeek на Patreon!

Leave a Reply

Exit mobile version