Продажи бензина в стране падают, а вот с дизельным топливом всё не так плохо. «Виной» тому и армейские нужды, и медленно, но уверенно «встающая с колен» экономика нашей страны. Да и количество дизельных авто растёт.
Проверку, проведённую зимой, «солярка» на украинских АЗС выдержала с честью, а вот как будет летом, особенно после недавнего повышения цен? Разбирались в вопросе специалисты Института потребительских экспертиз, которые исследовали, как обстоят сейчас дела у «тяжёлого» топлива на украинских АЗС.
Тест-контроль
В этот раз эксперты решили проверить не только крупные игроков, но и уделить внимание и средним, и небольшим сетям. Пробы отобрали в 10 сетях: WOG (Mustang ДТ), ANP (Energy), КЛО (ДТ Евро), ОККО (ДТ Евро), AMIC (ДТ Евро), ТНК (ДТ Евро), LUXWEN (ДП ЕВРО), БРСМ – Нафта (ДТ Евро), Marshall (ДТ Евро) и SunOil (ДТ Евро). Цены разнились не сильно, но всё же дискаунтеры предлагали цену ниже лидеров. В лаборатории все образцы прошли проверку по 5 параметрам: цетановый индекс, фракционный состав, температура вспышки в закрытом тигле, содержание серы и плотность. Скажем сразу, все испытуемые оказались «летними» образцами. Но и без сюрпризов не обошлось.
Цетановый индекс
Первым делом специалисты подсчитали цетановый индекс испытуемых. Цетановый индекс – это цетановое число топлива до применения цетаноповышающих присадок. Общий принцип – чем больше, тем лучше. Все участники теста уложились в норматив, самый большой запас продемонстрировали образцы WOG (Mustang ДТ) – 55,3 единицы, и LUXWEN (ДП ЕВРО) – 54,4 единицы. На таком дизтопливе будет меньше расход топлива и дымность.
Фракционный состав
Фракционный состав дизельных топлив имеет важное значение для работы дизеля. При увеличении содержания легких фракций в дизельном топливе повышается критическое давление воспламенения рабочей смеси, появляются стуки в цилиндрах и разжижается картерное масло. Слишком тяжелые фракции сгорают неполно и увеличивают отложение нагара в камере сгорания. Также фракционный состав дизельного топлива косвенно характеризует его испаряемость. Топливо с облегченным фракционным составом легче испаряется. Для автомобильных дизелей наиболее удовлетворительным является топливо, состоящее из фракций, выкипающих при температурах 200-360⁰ С. Чем уже интервал температур, в котором выкипает топливо, тем лучше процесс его сгорания в двигателе. По этому показателю у всех участников не оказалось никаких проблем, значения приблизительно одинаковые. Самый узкий интервал (65 – 85 градусов Цельсия) – у «дизеля» LUXWEN.
Вспышка
Второй значимый показатель – температура вспышки в закрытом тигле. Он характеризует температуру воспламенения топлива. В случае ДТП с участием автомобиля, заправленного топливом с малой температурой воспламенения, безопасность водителя в этом случае представляется весьма условной. Кроме того, косвенно этот показатель может показать, не попадали ли в «солярку» посторонние компоненты. Лучший результат, 70 градусов при нормативе не ниже 55, у топлива WOG (Mustang ДТ) и ОККО (ДТ Евро). А вот у топлива, приобретённого в сети Marshall значение было далеко ниже границы – 47 С0 .
Сера
Главный «экологический» показатель дизтоплива – содержание серы. Хотя продукты сгорания серы больно бьют не только по окружающей среде, но и по двигателю. Сера убийственна для нейтрализаторов и сажевых фильтров, извлечение ее из топлива довольно трудный и дорогой процесс. При концентрации в топливе серы менее 10 мг/кг «пробег» нейтрализатора более сотни тысяч километров – не проблема. Для примера, если будет 1000 мг/кг (еще пять лет назад это было за благо) он может перестать эффективно трудиться после десяти – пятнадцати заправок: сера, взаимодействуя с драгоценными металлами нейтрализатора, множит их химическую активность на ноль. По украинским стандартам допускается разная доля серы в дизтопливе разных видов. Для вида II (соответствует Евро-4) – не выше 50 мг/кг, а в топливе вида I (Евро-5) – и вовсе не более 10 мг/кг. В этот раз результаты в целом порадовали, но не обошлось без ложки дёгтя. За исключением одного образца, все пробы соответствовали наивысшему уровню Евро-5! Рекордсменом стал образец WOG (Mustang ДТ) (всего 3 мг/кг!). А подпортила картину проба Marshall (ДТ Евро) – немалые 370 мг/кг.
Итого
Вывод прост – качество дизельного топлива на украинских АЗС очень высокое. Основная борьба идёт уже не столько за качество, сколько за сопутствующие услуги и лояльность потребителя. Об этом эксперты собираются рассказать в следующих исследованиях.
Дмитрий Гордиенко