Menu
in

Bloomberg: Электромобили станут причиной нового нефтяного кризиса

Новые технологии приведут к широкому распространению электромобилей в следующее десятилетие.

В развитии технологий наступает момент, когда покупать альтернативы становится бессмысленно. Вспомните о смартфонах в последние десять лет, цветных телевизорах в 70-х или бензиновых автомобилях в начале прошлого века. Прогнозировать сроки этих сдвигов трудно, но когда они случаются, меняется весь мир.

Впереди эра электрических автомобилей

В прошлом году стоимость аккумуляторных батарей упала на 35%. Анализ рынка электромобилей, проведенный Bloomberg New Energy Finance (BNEF), показывает, что в ближайшие шесть лет они по стоимости сравняются с бензиновыми. Это положит начало реальному массовому рынку электромобилей.

По прогнозам, к 2040 году электромобили с большим запасом хода будут стоить менее 22 тыс. долларов (в текущих ценах). 35% продаваемых в мире автомобилей будут электрическими.

Неф­тя­ные рынки не го­то­вят­ся к та­ко­му раз­ви­тию со­бы­тий, и легко по­нять, по­че­му. Се­год­ня элек­тро­мо­би­ли со­став­ля­ют лишь 0,1% от ми­ро­во­го рынка ав­то­мо­би­лей. На ули­цах боль­шин­ства го­ро­дов они — ред­кость, при этом стоят зна­чи­тель­но до­ро­же бен­зи­но­вых ана­ло­гов. По оцен­кам ОПЕК, к 2040 году элек­тро­ка­ры будут со­став­лять лишь 1% от об­ще­го числа машин. В про­шлом году ген­ди­рек­тор ConocoPhillips Райан Лэнс за­явил, что в бли­жай­шие 50 лет элек­тро­мо­би­ли не ока­жут су­ще­ствен­но­го вли­я­ния на рынок.

Од­на­ко вот что уже из­вест­но: в бли­жай­шие пару лет Tesla, Chevrolet и Nissan пла­ни­ру­ют при­сту­пить к про­да­жам элек­тро­мо­би­лей с боль­шим за­па­сом хода по цене около 30 тыс. дол­ла­ров. Дру­гие ав­то­про­из­во­ди­те­ли вкла­ды­ва­ют мил­ли­ар­ды в раз­ра­бот­ку де­сят­ков новых мо­де­лей. К 2020-му неко­то­рые из них будут лучше и де­шев­ле бен­зи­но­вых ана­ло­гов. Цель — по­вто­рить успех Tesla Model S, ко­то­рая в на­сто­я­щее время кон­тро­ли­ру­ет сег­мент люк­со­вых ав­то­мо­би­лей в США. Тогда воз­ни­ка­ет во­прос, на­сколь­ко из-за элек­тро­мо­би­лей упа­дет спрос на нефть? Будет ли со­кра­ще­ние спро­са до­ста­точ­ным, чтобы вы­звать оче­ред­ной неф­тя­ной кри­зис?

Прежде всего необходимо оценить, как быстро продажи будут расти

В про­шлом году про­да­жи элек­тро­мо­би­лей в мире вы­рос­ли на 60%. Это лю­бо­пыт­ная цифра, по­сколь­ку сов­па­да­ет с про­гно­зи­ру­е­мой ком­па­ни­ей Tesla в пе­ри­од до 2020 года. Имен­но такой рост помог мо­де­ли T от Ford за­во­е­вать рынок в 1910-х. Для срав­не­ния, про­да­жи сол­неч­ных па­не­лей сле­ду­ют по ана­ло­гич­ной тра­ек­то­рии, при­бав­ляя еже­год­но по 50%, а спрос на све­то­ди­од­ные лам­поч­ки за год вы­рас­та­ет при­мер­но на 140%.

Уве­ли­че­ние про­даж элек­тро­мо­би­лей на 60% в год при­ве­дет к со­кра­ще­нию спро­са на нефть на 2 млн бар­ре­лей в сутки уже к 2023 году. Из­бы­ток нефти на рынке будет эк­ви­ва­лен­тен тому, ко­то­рый вы­звал неф­тя­ной кри­зис 2014-го.

Со­во­куп­ные го­до­вые темпы роста в 60% не могут про­дол­жать­ся вечно — оцен­ка слиш­ком агрес­сив­на. В своем ана­ли­зе BNEF ис­поль­зу­ет более ме­то­дич­ный под­ход, рас­кла­ды­вая элек­тро­мо­би­ли на сто­и­мость их де­та­лей. Таким об­ра­зом можно пред­ска­зать, когда цены упа­дут до­ста­точ­но, чтобы при­влечь сред­не­го по­тре­би­те­ля. Ис­поль­зуя мо­дель BNEF, рынок пре­одо­ле­ет по­ро­го­вую от­мет­ку в 2 млн бар­ре­лей в день несколь­ки­ми го­да­ми позже — в 2028-м.

По­доб­ные про­гно­зы в луч­шем слу­чае нена­деж­ны. Можно самое боль­шее ожи­дать, что они ока­жут­ся точ­нее пре­об­ла­да­ю­щей в неф­тя­ной от­рас­ли точки зре­ния, пред­ска­зы­ва­ю­щей сла­бый ин­те­рес к элек­тро­мо­би­лям в бу­ду­щем. Ана­ли­тик BNEF Салим Морси го­во­рит:

«Если по­смот­реть на про­гно­зы ОПЕК или Exxon, они счи­та­ют, что спрос будет расти при­мер­но на 2%. Неза­ви­си­мо от того, какой в 2040 году будет ко­неч­ная цифра — 25% или 50%, это не так важно, как осо­зна­ние факта, что спрос на элек­тро­мо­би­ли будет мас­со­вым».

Ана­лиз BNEF фо­ку­си­ру­ет­ся на общей сто­и­мо­сти вла­де­ния элек­тро­мо­би­лем, вклю­ча­ю­щей в себя об­слу­жи­ва­ние, рас­хо­ды на за­прав­ку и — самое глав­ное — сто­и­мость ба­та­рей.

Ба­та­реи со­став­ля­ют треть от рас­хо­дов на со­зда­ние элек­тро­мо­би­ля. Чтобы ЭМ по­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние, долж­но про­изой­ти одно из че­ты­рех:

  1. Правительства предложат льготы для снижения стоимости.
  2. Производители пойдут на чрезвычайно низкую рентабельность.
  3. Покупатели будут готовы платить больше за электромобили.
  4. Стоимость батарей упадет.

Пер­вые три про­цес­са уже идут, од­на­ко они не могут про­дол­жать­ся вечно. К сча­стью, сто­и­мость ба­та­рей дви­жет­ся в пра­виль­ном на­прав­ле­нии.

У урав­не­ния су­ще­ству­ет и дру­гая сто­ро­на: от­ку­да возь­мет­ся вся необ­хо­ди­мая элек­тро­энер­гия? По оцен­кам BNEF, к 2040 году элек­тро­мо­би­ли будут по­треб­лять 1900 Твт·ч, что эк­ви­ва­лент­но 10% элек­три­че­ства, про­из­ве­ден­но­го че­ло­ве­че­ством в про­шлом году.

Хо­ро­шие но­во­сти за­клю­ча­ют­ся в том, что элек­три­че­ство ста­но­вит­ся чище. С 2013 года мир при­бав­ля­ет боль­ше ге­не­ри­ру­ю­щей мощ­но­сти от ветра и солн­ца, чем от угля, газа и нефти, вме­сте взя­тых. Элек­тро­мо­би­ли сни­зят сто­и­мость хра­не­ния ба­та­рей и поз­во­лят за­па­сать неста­биль­ную энер­гию солн­ца и ветра. Раз­ви­тие в сто­ро­ну эф­фек­тив­ной элек­тро­се­ти, элек­тро­мо­би­лей и воз­об­нов­ля­е­мых ис­точ­ни­ков энер­гии со­зда­ет вза­и­мо­вы­год­ный круг по­треб­ле­ния.

А как на­счет лития и дру­гих редких ма­те­ри­а­лов, ис­поль­зу­е­мых в ба­та­ре­ях? BNEF про­ана­ли­зи­ро­ва­ла эти рынки и об­на­ру­жи­ла, что про­блем на них не пред­ви­дит­ся. До 2030 года на про­из­вод­ство ба­та­рей будет по­тра­че­но менее 1% от раз­ве­дан­ных за­па­сов лития, ни­ке­ля, мар­ган­ца и меди. По­тре­бу­ет­ся 4% от об­ще­ми­ро­вых за­па­сов ко­баль­та. После 2030-го про­из­вод­ство, ско­рее всего, пе­ре­клю­чит­ся на дру­гие ма­те­ри­а­лы, а ба­та­реи ста­нут легче, мень­ше и де­шев­ле.

Источник: insider.pro

Подобається контент? Підтримай Autogeek на Patreon!

Leave a Reply

Exit mobile version