Вчера завершился один из крупнейших европейских ежегодных автосалонов в Франкфурт-на-Майте. Константину Евтушенко повезло его посетить и посмотреть, куда движется мировой автопром.
Вот несколько выводов:
1. Мир на самом деле движется в сторону электропривода. Но движется ооочень медленно. И тут вопрос даже не в технологии, которую Tesla изобрела раньше других. Тут вопрос в том, что все другие считают электрическую тягу слишком нишевым и узким сегментом.
2. Plug-in гибриды популярны все больше. Запаса хода у них всего 40-50 км, но производители будут выпускать их все больше. Думаю, это такой себе компромисс между тем, что НУЖНО производить что-то электрическое, и тем, что ВОСПРИНИМАЕТ массовый рынок.
3. Tesla. Много мыслей на этот счет после года ее активной эксплуатации. Но чтобы без эмоций: как только Mercedes, BMW или Audi захочет сделать что-то подобное, у Tesla не будет ни единого шанса с ними конкурировать. Ни в качестве исполнения автомобиля, ни в ощущениях комфорта, ни в деталях.
– скорее всего, наступит момент, когда Tesla начнет брать плату за пользование своей инфраструктурой;
– Tesla начала устанавливать 22 кВт-станции в огромном количестве в Европе. Пока они не нанесены на карту зарядок, но это вопрос нескольких месяцев. И они, правда, будут везде;
– они откроются в Украине в следующем году. Но мы для них очень небольшой рынок, потому не стоит ожидать значительных инвестиций;
– количество людей около стенда Tesla несравнимо меньшее, чем около привычных европейцам марок;
– сам стенд достаточно скромный. Да и показывать особенно нечего. Уже 3 года как один и тот же автомобиль. Напрасно надеялся на Model X, но то ли Tesla “забила” на такие мероприятия, то ли действительно у них все грустно.
4. Зарядки. Очевидным становится то, что договориться автопроизводителям про единый протокол зарядок просто нереально. Японцы упорно идут в CHAdeMO, европейцы – в Combo (Combo Charging System), ну а знающие компании строят авто на Type 2. И этот тренд только набирает обороты.
Потому, бизнес на инфраструктуре еще долгое время будет оставаться теоретическим. Porsche вообще удивил. Они будут создавать отдельную ото всех собственную зарядную инфраструктуру. С требованием 800 вольт и 100 Ампер каждая точка. Это и не удивительно, они создали авто на 250 кВт батарей, а хотят зарядиться за 30 минут. Не представляю, сколько это будет стоить, и как технически это можно реализовать. Одним словом, с зарядками все непросто. Я думаю, рынок остановится на 22 кВт. И это будет компромиссом для всех типов авто. Все фастчарджеры со временем отойдут в нишу или в прошлое.
5. Электромобильный павильон. Этот павильон на самом деле был причиной моего визита. Так вот, он был почти пустым. Людям тупо не интересна эта тема. Представители компаний-производителей зарядных систем, софта, интересных стартапов – сами пошли смотреть на ДВС ;) Потому приходилось долго ждать, пока они вернутся и расскажут о своих продуктах.
6. Глобально должно случиться что-то очень серьезное, чтобы электромобили в Европе стали массовыми. Или топливо должно вырасти в цене в 3 раза, или жесткие экологические нормы введут в ЕС или что-то еще. Но пока мы проходим очень медленную эволюцию. Эволюцию, об успехе которой можно начинать волноваться.
Но не в Украине! В Украине у нас полный успех! Зарядки растут, как грибы, а количество авто прирастает 500% в год! Если бы еще аферистов убрать, которые продают битые и гнилые авто, за которые никто не отвечает – то вообще был бы электромобильный рай ;)
Нет, до рая нам еще нужно законодательство поправить, если депутаты договорятся и начнут конструктивно работать. Хотя какая работа? У нас же выборы!