Так уж сложилось, что несмотря на достаточно беззаботный стиль жизни, есть вещи, к которым я отношусь с определенной долей серьезности. И одной из таких вещей является вождение автомобиля. На то есть ряд причин, в котором обособленно стоят такие факторы, как моя любовь к автомобилям, интерес к изучению предмета вождения и механики взаимодействия водителя и автомобиля и, конечно же, инстинкт самосохранения.
В этот раз речь пойдет о пассивной безопасности. Для начала, немного объясню, что я вкладываю в это понятие.
Очень хорошо, когда вы можете (а еще лучше – когда хотите) и идете записываетесь на курсы контраварийного вождения. Я всячески одобряю такие решения в жизни взрослого человека, особенно учитывая ужасную статистику аварийности на наших дорогах. Я не в праве вас заставлять, но очень рекомендую потратиться не на новую модель телефона, а именно на «прокачку» ваших умений управляться со своим автомобилем в критических условиях. Но в данном материале я постараюсь дать вам советы о том, как постараться избегать неприятностей за рулем и минимизировать шансы на их возникновение при помощи соблюдения невероятно простых правил.
Сразу скажу, дабы избежать повышения температуры нижней части тела у некоторых, я не являюсь светочем безопасности вождения и не утверждаю, что все из того, о чем пойдет речь ниже, безусловно правильно. Я просто делюсь своим опытом, рассказываю вам о тех граблях, на которые наступал сам, либо наступали мои знакомые, так что аргументированный срач приветствуется.
1. Избегайте беспорядка в машине
Бутылки в картах дверей не возите. В подстаканниках тоже. Вообще не возите их нигде, откуда они могут на ямах выскочить и закатиться под педали. А даже если не закатятся, как минимум, они точно отвлекут ваше внимание от дороги. Возите в задних карманах передних сидений. Под сидением тоже не возите, даже не смотря на то, что там есть ступенька, которая якобы не дает выкатиться бутылке под педаль.
Конфигурации всяких кармашков в салонах разных машин отличаются и вам предстоит самому определить, куда безопасно класть мобильный телефон, который в случае столкновения торпедой вылетает из кармашка и с дикой скоростью летит через весь салон в голову заднему пассажиру. Вам может показаться, что все это звучит невероятно, но сюжеты фильмов типа «Пункта назначения» писались именно из таких, на первый взгляд, невероятных случаев.
2. Дорогу подушкам безопасности!
Телефонные холдеры, которые крепятся к ветровому стеклу в некоторых вариациях крепления (а я их видел немало), могут находиться на пути открывшейся в случае аварии подушки безопасности. Или видел, как некоторые таксисты крепят на руль планшет. Ну вы поняли, что произойдет, если подушка сработает, да?
Так же и всё, что Вы положите на торпедо, с невероятной скоростью (более 300 км/ч) будет запущено в сторону людей в салоне. Особенно иронично, если это будут иконки.
3. Чем лучше видно, тем больше понятно
В снежную погоду у боковых стоек ветрового стекла собирается снег, который туда счищают стеклоочистители. В совокупности с толщиной самих боковых стоек, еще несколько сантиметров снега или льда по бокам ветрового стекла закрывают 1-1,5 м обзора. Бывает, в ясную погоду при повороте на перекрестках с пешеходными переходами не всегда сразу замечаешь пешехода, который «скрылся» за боковой стойкой, а в снег, с налипшими осадками на стекле, его можно заметить, когда он уже будет у вас на капоте.
То же самое касается и задних боковых стекол. Часто замечаю, как люди очистили ветровое и передние боковые стекла и начинают движение. Действительно, в задние боковые стекла вы не смотрите, но поверьте, периферическое зрение охватывает и воспринимает информацию и по задним боковым стеклам. Наверняка, первое такое понимание у любого водителя приходило, когда его опережала фура — просто в какой-то момент ты понимаешь, что в одной части всего зрительного объема все стало не так, как обычно, и вот еще секунда и уже в правом переднем боковом стекле ты видишь опережающую тебя фуру. Ведь чем большим количеством информации ты располагаешь, тем легче тебе ориентироваться и принимать решения в потоке.
4. Учитесь предсказывать
Умение анализировать обстановку и прогнозировать действия других водителей — чуть ли не самый ценный навык в езде по нашим дорогам. Достаточно сложный алгоритм, на первый взгляд, но если его доработать до автоматизма, вы даже не будете замечать, как это делаете — запоминайте автомобили, с которыми двигаетесь в потоке.
Если будете вынуждены перестроиться в другую полосу, ускориться, замедлиться, оглядываясь по зеркалам убедитесь, что все автомобили, которые находились рядом с вами, по прежнему там, можете совершать маневр. Если же какого-то автомобиля не хватает в поле зрения, при этом он не опережал вас, вполне вероятно, что он находится в слепой зоне. Знаю, это может показаться достаточно сложно, но когда вы учились вождению, наверняка, сложным казалось всё, а сейчас вы даже не замечаете, как выполняете массу действий за секунду. Более того, такая привычка не дает отвлекаться и постоянно держит во внимании дорожной обстановки.
Также учтите, что любой автомобиль, который двигается с более высокой скоростью, чем скорость потока, вероятнее всего, уже совсем скоро начнет выполнять маневры, которые будут провоцировать других участников движения на торможения или перестроения. Поэтому, будьте готовы переложить ногу на педаль тормоза — чуть ли не половину времени реакции на препятствия впереди занимает именно перекладка ноги с газа на тормоз. И не забывайте смотреть немного дальше впереди едущих автомобилей. Реагируйте на вдалеке загоревшиеся «стопы», дабы избежать «паровозиков».
5. Оставляйте место для маневра
Двигаясь в потоке, старайтесь не равняться с рядом едущими автомобилями. Располагайтесь в шахматном порядке. Почему? Представьте ситуацию, когда по 3-полосной дороге едут 3 автомобиля, что называется, капот в капот. Вы в средней полосе и вдруг впереди огромная яма или люк. И если дорожная обстановка позволит, вам придется резко тормозить, отпуская боковых попутчиков вперед, а самому совершать маневр по объезду препятствия.
И даже при таком раскладе, ваше резкое торможение повлечет за собой торможение тех, кто едет за Вами, а дальше тех, кто едет за ними. Принцип домино. А вдруг кто-то не среагирует? В любом случае, любой маневр, который сбивает поток движения с организованности, в разы увеличивает шансы аварий. Как я уже писал в одном из предыдущих материалов, будьте предсказуемы на дороге.
6. Коврики
Как я уже писал выше, чуть ли не половину времени реакции на препятствия впереди занимает именно перекладка ноги с газа на тормоз. И часто препятствием для быстрейшего движения ногой может стать именно коврик. Есть резиновый коврики, фактура которых либо клетчатая, либо поперечная, что часто может стать препятствием, ваша пятка зацепится за фактуру и быстрая реакция обесценится медленным совершением экстренного торможения.
Поэтому выбирайте коврики либо с продольной фактурой, либо со специальными зонами на ковриках для ног водителя.
7. В холодное время года поменяйте посадку
Дело в том, что чем больше на вас одежды, тем менее мобильны вы за рулем. Можете сами попробовать стоя на парковке активно покрутить рулем в зимнем пуховике и убедиться, что из-за кучи одежды страдает ваша подвижность. В условиях коротких переездов постоянно снимать-надевать куртку неудобно. Поэтому уделите пару минут и попробуйте, в каком положении сидения и спинки вам удобнее всего крутить руль.
Все перечисленные пункты не являются залогом безусловного успеха на дороге, но уж точно минимизируют шансы на неприятности. И чем больше подобных правил вы будете соблюдать, тем меньше вероятность обременять себя ремонтом автомобиля. Ну и конечно же, пристегивайте ремни безопасности, не отвлекайтесь на мобильные устройства, не экономьте на резине и читайте AutoGeek :) И всё у вас будет хорошо. Благоприятной погоды Вам и хороших дорог.
Всегда Ваш. Роман Гончаров.